Бюджетные полномочия Европейского парламента
Бюджетные полномочия Европейского парламента корреспондируют его второй важнейшей (после законодательной) функции, которую он также осуществляет совместно с Советом ЕС – бюджетной функции (§ 1 ст. 14 ДЕС).
Поскольку бюджетная функция и бюджетные полномочия реализуются Европейским парламентом совместно с Советом ЕС, процедура принятия ежегодного бюджета Союза (ст. 314 ДФЕС) сходна с обычной законодательной процедурой в том плане, что дает равные права по принятию или отклонению бюджета Евро- парламенту и Совету ЕС. В связи с этим оба института, вместе взятые, квалифицируются в источниках права ЕС как “бюджетная власть” (англ. budgetary authority; франц. autorite budgetaire).
С учетом необходимости утверждения бюджета к началу очередного финансового года, процедура его принятия предусматривает более жесткие сроки как для Европейского парламента и Совета ЕС, так и для других участвующих в ней институтов.
До 1 сентября проект бюджета должен быть представлен Европейскому парламенту и Совету ЕС. Свою позицию по этому проекту сначала принимает Совет и передает ее Европейскому парламенту до 1 октября.
Европейский парламент в течение 42 дней после передачи ему позиции Совета по проекту бюджета вправе:
- одобрить эту позицию, что означает окончательное принятие бюджета;
- не принимать никакого решения, что также означает принятие бюджета (с молчаливого одобрения Европарламента);
- принять поправки к проекту.
Вариант 3 переводит процедуру принятия бюджета на следующий этап (в отличие от обычной законодательной процедуры, термин “чтение” в процедуре принятия бюджета ЕС не используется).
Если Совет ЕС в течение десяти дней проинформирует Европейский парламент о согласии с его поправками, то проект бюджета принимается с этими поправками. В противном случае Европейский парламент и Совет на паритетной основе формируют согласительный комитет с целью достичь соглашение о “совместном проекте” в течение 21 дня. Если соглашение не удалось достигнуть, то Комиссия представляет новый проект бюджета (т.е. процедура возвращается на начальный этап).
При утверждении совместного проекта Европейский парламент имеет большие права по сравнению с Советом. Если совместный проект отклонен Европарламентом, то процедура возвращается на начальный этап (Комиссия представляет новый проект бюджета). Если же Европейский парламент одобрил совместный проект, а Совет отклонил его, то Европарламент квалифицированным большинством голосов (3/5 поданных голосов, представляющих большинство депутатского корпуса) может “принять решение подтвердить все или часть поправок”, которые были предложены им к проекту бюджета. В подобном случае бюджет принимается с учетом парламентских поправок (в отношении той части поправок, которая не подтверждена Европарламентом, бюджет принимается в редакции совместного проекта, одобренного в согласительном комитете).
Кроме полномочий по принятию ежегодного бюджета ЕС, Европейский парламент наделен рядом других полномочий в бюджетной сфере, которые он также реализует совместно с Советом ЕС.
Важнейшими из них являются:
- участие в принятии “многолетнего финансового рамочного плана”, который служит инструментом долгосрочного (обычно на семь лет) бюджетного планирования. В соответствии со ст. 312 ДФЕС данный план “фиксирует суммы ежегодных потолков ассигнований”, т.е. устанавливает их предельный размер применительно к различным направлениям финансирования ЕС (предельные размеры расходов на экономическое, социальное и территориальное сплочение, на сельское хозяйство и т.д.). По своей юридической природе многолетний финансовый рамочный план является законодательным актом ЕС, принимаемым посредством специальной законодательной процедуры Советом с одобрения Европейского парламента;
- принятие совместно с Советом ЕС (по правилам обычной законодательной процедуры) финансовых регламентов, устанавливающих детальные правила в отношении порядка составления и исполнения бюджета, а также правила бюджетного контроля и подготовки финансовой отчетности распорядителями бюджетных ассигнований (§ 1 ст. 322 ДФЕС);
- издание совместно с Советом ЕС (также по правилам обычной законодательной процедуры) законодательства “в области предупреждения мошенничества, посягающего на финансовые интересы Союза, и в области борьбы с ним” (§ 4 ст. 326 ДФЕС).
Еще одним важным бюджетным полномочием Европейского парламента, которое он осуществляет полностью самостоятельно (по рекомендации Совета, не имеющей обязательной силы, и с учетом докладов и замечаний Счетной палаты), является утверждение исполнения бюджета за истекший финансовый год.
В этой связи утверждение Европейским парламентом исполнения бюджета Комиссией в учредительных документах ЕС обозначено термином “освобождение обязательств по исполнению бюджета” (ст. 319 ДФЕС).
- Материальные гарантии Европейского Союза
- Процессуальные гарантии Европейского Союза
- Внесудебные механизмы защиты как институциональная гарантия Европейского Союза
- Судебная защита как институциональная гарантия Европейского Союза
- Характеристика гарантий прав и свобод человека и гражданина
- Основные обязанности человека и гражданина
- Ограничения на осуществление основных прав и свобод
- Виды политических прав и свобод
- Личные и гражданские права и свободы
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу