Электронные торговые площадки

Под электронной торговой площадкой в самом общем случае понимается «место» (имя и адрес) в сети Интернет, где заключаются сделки между продавцом и покупателем товаров и услуг, и осуществляются финансово-расчетные операции.

Электронные торговые площадки, исходя из особенностей их учреждения, принято делить на три типа:

  • создаваемые покупателями (buyer-driven);
  • создаваемые продавцами (supplier-driven или seller-driven);
  • создаваемые третьей стороной (third-party-driven).

Образование электронных торговых площадок тех или иных типов зависит от степени влияния покупателей или продавцов на развитие предпринимательских процессов в конкретной сфере деловой активности.

Площадки типа «buyer-driven» (системы «e-procurement») создаются одной или несколькими крупными фирмами – потребителями для привлечения достаточного количества фирм – поставщиков. Эта концепция торговых площадок возникла в связи с потребностями крупных компаний в оптимизации процесса закупок, расширения торговых контактов и сети поставок.

В качестве примера можно взять автомобильную промышленность, где GM, Ford и Daimler Chrysler объединились для создания глобальной онлайновой торговой площадки, или здравоохранение, где Tenant Healthcare объединила усилия с Ventro (ранее Chemdex) для создания Интернет-площадки, ориентированной на потребности рынка медицинских товаров.

Площадки типа «supplier-driven» образуются фирмами-продавцами с целью увеличения числа потенциальных клиентов и снижения трансакционных издержек, возникающих в процессе продвижения на рынок товаров и услуг. Их создание происходит по разным причинам.

К примеру, торговая площадка Chemdex на ранних этапах своего существования была, фактически, электронным каталогом/дистрибутором компании VWR Scientifics. В данном случае Chemdex была частью активной политики VWR Scientifics, направленной на увеличение числа клиентов и снижение затрат. Напротив, причиной для объединения компаний Jоhnson & Johnson, GE Medical Systems, Baxter International, Abbott Laboratories и Medtronic для создания общей Интернет-площадки в области здравоохранения – Global Health Care Exchange (www.globalhc.com) послужили недавние планы компаний – покупателей увеличить доходы от своих торговых площадок за счет получения комиссий за транзакции с компании-поставщика.

Схожие тенденции наблюдаются и в автомобильной промышленности, где Dana, Delphi Automotive Systems, Eaton, Motorola, TRW и Valeo собираются открыть свою собственную торговую площадку.

Электронные торговые площадки типа «third-party-driven» формируются для организации взаимодействия покупателей и продавцов товаров и услуг и обычно создаются теми бизнес-субъектами, которые достаточно хорошо ориентируются в определенной отрасли или сфере предпринимательской деятельности и происходящих в них процессах. Фактически организатор подобной площадки является электронным торговым посредником.

Начиная с нейтрального посредничества, многие подобные Интернет-площадки все более сближаются с ведущими компаниями на рынке, в некоторых случаях получая инвестиции в акционерный капитал.

Однако это создает потенциальные проблемы с привлечением на рынок других компаний и контролем крупных промышленных инвесторов.

Исходя из специализации электронных торговых площадок, их можно дифференцировать на вертикальные торговые площадки, ориентированные на определенную отрасль и/или вид продукции, и горизонтальные (функциональные) торговые площадки, ориентируемые на определенные бизнес-процессы.

Необходимо отметить, что как порталами, так и электронными торговыми площадками, чаще всего, управляют независимые операторы (провайдеры), доходы которых складываются из членских и спонсорских взносов участников торгов, рекламных поступлений, доходов от доступа к имеющейся информации (подписки) и комиссионных вознаграждений от биржевых, аукционных и тендерных сделок.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)