Этикет в цифровом общении
Профессиональная этика является регулятором профессионального общения, главные составляющие которого — профессиональные отношения и профессиональное поведение. Регулятором отношений служат кодексы этики, а регулятором поведения — правила поведения, то есть различные виды этикета.
Цифровой этикет воспринимается как нормативно-этический регулятор коммуникативного взаимодействия, развивающийся в условиях новой информационной реальности.
Цифровой этикет, по мнению исследователей, охватывает три направления:
- непосредственное общение в сети (электронная почта, мессенджеры и др.);
- практики взаимодействия пользователей с гаджетами;
- самопрезентация в сети, ее разновидности (видеосвязь, интернет-конференции, персональная и корпоративная самопрезентация).
Наличествуют негативные аспекты проявления цифрового этикета: фаббинг — зависимость человека от гаджетов, она может проявляться в пренебрежительном отношении к другому человеку, его игнорировании в пользу выбора разговора не с ним, а по гаджету (долгого, громкого, неприятного для окружения). В последние годы в обществе актуализируется и тема новой этики.
Суть концепции заключается в отказе от деления окружающего мира на «хорошее и плохое».
В новой этике выделяют три главных составляющих:
- первая касается разнообразия в обществе (толерантность к возрасту, полу, вероисповеданию);
- вторая затрагивает отношения между людьми, в частности, новое восприятие агрессии, давления во взаимоотношениях в процессе взаимодействия;
- третья составляющая имеет отношение к удаленной работе с новыми информационно-коммуникационными технологиями, то есть речь идет об этикете в цифровой среде.
Одним из наиболее актуальных аспектов этикета в социальных сетях выступает аспект номинаций, который участники общения используют по отношению друг к другу. Номинации пользователей социальных сетей рассматриваются как маркеры конструктивного или деструктивного речевого поведения в сетевых сообществах.
Переход на масштабное онлайн-обучение обострило ситуацию взаимодействия людей в сети, проблему овладения ими правилами поведения в сети, то есть сетевым этикетом. Отдельные вузы начинают разрабатывать правила поведения студентов в рамках дистанционного обучения. В процессе педагогической практики проводятся мастер-классы по деловому этикету для разных читательских аудиторий, администраторы-модераторы отслеживают комментарии.
В основном именно от этикета администраторов-модераторов зависит общее настроение группы в социальных сетях. Создаются кейсы по профессиональной этике, в частности, по этикету в цифровой среде. Обучение студентов в цифровом формате обязывает педагогов высшей школы самим проявлять высокий уровень компетенции, служить примером в использовании цифровых технологий для общения со студентами.
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу