Европейского союза суд
Положения о Суде Европейского союза отражены в статье 19 Договора о ЕС и статьях 251-281 Договора о функционировании ЕС. До 1 декабря 2009 г. официальное название Суда Европейского союза было Суд Европейских сообществ (англ. Court of Justice; фр. Cour de Justice; нем. Gerichtshof). В настоящее время его официальное название – Суд Европейского союза (далее – Суд ЕС).
Термин «Суд ЕС» означает орган ЕС, осуществляющий юрисдикционную функцию и используется как собирательное понятие, охватывающее всю совокупность судебных органов ЕС, а также для обозначения лишь высшей судебной инстанции.
Суд ЕС включает в себя несколько судебных органов:
- Суд.
- Трибунал («Общий Суд»).
- Специализированные суды.
Каждое государство – член ЕС представляет в Суде один судья. В настоящее время Суд составляют 28 судей, которые выбирают из своего числа Председателя Суда на срок 3 года. Допускается повторное избрание Председателя Суда.
Суду помогают 11 Генеральных адвокатов, в компетенцию которых входит подготовка обоснованных заключений, которые являются заключениями экспертов, содержащими проект решения Суда. Количество Генеральных адвокатов в Суде может быть увеличено по решению Совета ЕС.
Трибунал состоит по меньшей мере из одного судьи от каждого государства – члена ЕС (в настоящее время их 28). В компетенцию Трибунала входит рассмотрение по первой инстанции ряда вопросов, за исключением вопросов, которые в соответствии с Договором о функционировании ЕС или Статутом Суда ЕС отнесены к исключительной компетенции Суда или должны рассматриваться по первой инстанции специализированным судом. На решения Трибунала может быть подана жалоба в Суд, но основания обжалования ограничены вопросами права, если Устав Суда ЕС не предусматривает иное.
Трибунал может также выступать в качестве апелляционной инстанции, в частности в Трибунал можно обжаловать решения специализированных судов, которые могут быть прикреплены к Трибуналу для принятия решений по специальным вопросам.
Специализированные суды рассматривают по первой инстанции определенные категории дел в узкоспециализированной сфере или требующие специальных познаний. Так, в 2004 г. для разрешения служебных споров персонала ЕС был создан специализированный суд – «Суд по делам публичной службы ЕС».
Правила разбирательства в Суде ЕС закреплены в основном в Договоре о ЕС, Договоре о функционировании ЕС, Протоколе о Статуте Суда ЕС, процессуальном регламенте Трибунала и иных актах.
Суд принимает решение в Палатах по 3 или 5 судей, в Большой палате (15 судей) либо на Пленуме Суда (редко), Трибунал – в Палатах по 3 или 5 судей или, если регламент предусматривает это, то в Большой палате.
Разбирательство в Суде ЕС можно разделить на письменную и устную процедуры. Письменная процедура включает в себя подачу письменного заявления, подачу письменного обоснования и возражения и т.д. Устную процедуру включает в себя заслушивание уполномоченного представителя и адвокатов, заслушивание мнения Генерального адвоката и т.д.
Государства и органы ЕС представляют лица, которые специально уполномочены по доверенности и которые в свою очередь могут использовать помощь консультанта или адвоката. Все остальные участники судебного разбирательства должны быть представлены адвокатом.
Судопроизводство в Суде ЕС ведется на официальных языках государств – членов ЕС. Заявитель может определить язык судопроизводства, однако если ответчиком является государство-член ЕС, физическое или юридическое лицо этого государства, то процедурным языком будет государственный язык данного государства-члена ЕС. Местом нахождения Суда ЕС является Люксембург.
К юрисдикции Суда ЕС относятся следующие иски:
- Иски о нарушении обязанностей к государствам – членам ЕС. Европейская комиссия и каждое государство – член ЕС при подозрении в нарушении учредительных договоров ЕС может обратиться в Суд ЕС. Самыми распространенными причинами обращения в Суд ЕС являются иски Европейской комиссии на несвоевременное или неполное применение права ЕС государством – членом ЕС. Если Суд ЕС установит, что государство – член ЕС нарушает обязанность, вытекающую из учредительных договоров ЕС, и государство – член ЕС не выполнит решение суда или государство – член ЕС нарушит обязанность по извещению, например, о трансформации директив, то на государство – члена ЕС могут быть наложены штрафные санкции в виде фиксированной суммы или пени.
- Иски об аннулировании. В целях обеспечения законности законодательных актов, а также действий Европейского парламента, Европейского совета, Совета ЕС, Европейской комиссии, Европейского центрального банка и иных органов и учреждений ЕС, в отношении актов этих институтов, учреждений или органов ЕС могут быть поданы иски в Суд ЕС при наличии определенных причин (отсутствие компетенции, нарушение существенных процедурных требований, нарушение первичного или вторичного права, злоупотребление полномочиями). Истцами в данном случае могут выступать государства – члены ЕС, Европейский парламент, Совет ЕС, Европейская комиссия, Палата аудиторов (только в защиту своих прав), Европейский центральный банк (только в защиту своих прав), Комитет регионов (только в защиту своих прав). Любое физическое или юридическое лицо также может подавать иски против актов, адресатом которых оно является либо которые непосредственно и индивидуально его затрагивают, а также против регламентарных актов, которые непосредственно его затрагивают и не требуют исполнительных мер.
- Иски из бездействия к институтам, учреждениям или органам ЕС. Государства – члены ЕС, органы ЕС и физические или юридические лица (в ограниченных случаях) могут в случае бездействия со стороны Европейского парламента, Европейского совета, Совета ЕС, Европейской комиссии, Европейского центрального банка и органов или учреждений ЕС подать иск в Суд ЕС при условии, что такое бездействие может быть квалифицировано в качестве нарушения положений учредительных договоров ЕС. Однако до подачи такого иска должно быть подано требование о совершении действий.
- Иск о возмещении ущерба. Суд ЕС обладает юрисдикцией в отношении решений о возмещении вреда в рамках внедоговорной ответственности ЕС (например, за ущерб, который причинили органы и служащие при выполнении своих обязанностей).
- Преюдициальная юрисдикция.
Важным инструментом для применения права ЕС является рассмотрение Судом ЕС дел в преюдициальном порядке. Суд ЕС имеет возможность эффективно обеспечивать в государствах – членах ЕС единообразное применение и толкование права ЕС. Так, Суд ЕС решает в рамках рассмотрения дел в преюдициальном порядке о толковании договоров и о действительности и толковании актов, принимаемых институтами, органами и иными учреждениями ЕС (т.е. в основном в отношении вторичного права).
В случае если при разбирательстве в суде государства – члена ЕС возникает вопрос об оценке права ЕС, и этот вопрос, как представляется, требует принятия решения Суда ЕС, текущий процесс в суде государства – члена ЕС может быть прерван, чтобы соответствующий вопрос передать на рассмотрение Суда ЕС для принятия решения.
Следует отметить, что в отношении положений о сфере свободы, безопасности и правосудия Суд ЕС применяет свою юрисдикцию ограниченно. В области общей внешней политики и политики безопасности суд ЕС в принципе не имеет юрисдикции.
- Сотрудничество Европейского союза и России
- Петербургская декларация Европейского союза и Российской Федерации 2003 г
- Факторы партнерства Россия – Европейский союз
- Соглашение о партнерстве и сотрудничестве 1994 г
- Экологическое право Европейского союза
- Социальное право Европейского союза
- Транспортное право Европейского союза
- Право конкуренции Европейского союза
- Корпоративное право Европейского союза
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу