Игровые технологии
Проблемы игровой деятельности разрабатывались в трудах К.Д. Ушинского, П.П. Блонского, СЛ. Рубинштейна, Ж. Пиаже, 3. Фрейда и др. Игра – один из основных видов деятельности человека.
В структуру игры как деятельности входят следующие этапы:
- целеполагание;
- планирование;
- реализация задуманного;
- анализ результатов.
В качестве компонентов игровой деятельности рассматривают моделируемый мир, командные и (или) индивидуальные вводные, дидактические игры.
Моделируемый мир. Здесь необходимо представить условия и законы существования моделируемого мира. Чем полнее и ярче он будет описан, тем разнообразнее и продуманнее будут действия игроков.
Схема описания такова:
- место действия;
- время действия;
- действующие лица и занимаемое ими положение;
- важные события, предшествовавшие моделируемому периоду времени;
- ситуация, сложившаяся на начало игры.
Правила игры. Правила являются основным Законом игры, поэтому их разработка должна вестись с юридической скрупулезностью, во избежание различных толкований.
Командные и (или) индивидуальные вводные.
Командные и индивидуальные вводные разрабатываются организации игры, либо самими игроками, по согласованию с организатора.
Командная вводная:
- название команды (группы, народа, страны);
- легенда команды:
- происхождение;
- важные исторические события;
- легенды, предания,
- обряды, религия,
- командные тайны;
- структура команды:
- управление;
- социальный состав;
- отношения между слоями и членами команды;
- отношения команды с окружающими:
- друзья;
- враги;
- нейтральные силы;
- цели команды в игре.
Вводные помогают участникам лучше осознать свою роль, определить свое место в моделируемом мире и наметить линию поведения.
Индивидуальные вводные:
- игровое имя;
- возраст;
- официальные биографические данные;
- нынешнее положение в обществе;
- отношение к окружающим;
- предметы и личные тайны;
- игровая информация;
- цели в игре.
От того, насколько продуман этот пакет данных, зависит весь ход игры. С.А. Шмаков выделяет следующие функции игры как феномена педагогической культуры:
- Социализация – средство включения ребенка в систему общественных отношений.
- Межнациональная коммуникация – позволяет усваивать общечеловеческие ценности, культуру представителей различных национальностей.
- Самореализация – возможность проявить себя. Диагностика позволяет педагогу диагностировать различные проявления ребенка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.). С другой стороны, игра дает возможность для самодиагностики.
- Терапевтическая функция – использование игры как средства преодоления различных трудностей в поведении, общении, учении и т. п.
- Функция коррекции – внесение позитивных изменений в структуру личностных показателе.
- Развлекательная функция.
Существуют различные классификации игр, в том числе и обучающих или дидактических игр.
Педагогические игры разнообразны по:
- дидактическим целям;
- организационной структуре;
- специфике содержания.
Дидактические игры следует отличать от детских игр, в которых свободная игровая деятельность выступает как самоцель. Специфическим признаком дидактических игр является их преднамеренность, планируемость, наличие учебной задачи и предполагаемого результата.
При проведении игры учитель выступает одновременно как организатор двух взаимосвязанных, но существенно различающихся видов деятельности учащихся – игровой и учебно-познавательной, стремится не только достичь дидактической цели, но и сохранить и развить увлечённость, заинтересованность, самостоятельность детей.
В средней школе дидактические игры проводятся в целях повторения, закрепления и проверки усвоения изученного материала (диктанты-соревнования, путешествия, решение кроссвордов и т.д.).
Перспективным является применение дидактических игр, основанных на имитации или моделировании реальных или гипотетических жизненных ситуаций (например, игры, моделирующие деятельность социальных институтов в обществоведческих курсах, ролевые игры, конференции и дискуссии по различной тематике, комплексные межпредметные игры).Эти дидактические игры характеризуются не только познавательным, но и мировоззренческим, а также эмоционально-личностным воздействием на обучающихся.
Распределение ролей может происходить как по инициативе учителя, так и по выбору учащихся. Необходимо определенное время на освоение ролей, в некоторых случаях целесообразно провести «вхождение» в роль. В дидактическом плане особенно важным является обсуждение хода и результатов игры при активном участии самих учащихся.
- Рекомендации по совершенствованию учебно-воспитательного процесса
- Типы неуспевающих школьников и индивидуальный подход в обучении
- Причины школьной неуспеваемости
- Факторы, влияющие на успешность обучения
- Факторы, влияющие на успешность школьного обучения
- Взаимодействие классного руководителя, социального педагога и школьного психолога
- Методы и приемы педагогического воздействия на подростков, склонных к девиантному поведению
- Противоречия подросткового возраста
- Факторы и причины девиантного поведения учащихся
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу