Личностно-ориентированный подход в педагогике
Общенаучным подходом, позволяющим анализировать и реализовывать образовательные модели, основанные на ценности «личностный рост»-, является экзистенциально-гуманистический подход, который конкретизируется на уровне педагогики в личностно ориентированном подходе.
Переосмысление традиционного понимания образования которое понимается как особая реальность становления человека, обретения им себя, своего образа.
Акцентировка следующих характеристик образованности: индивидуального восприятия мира, способности к его творческому преобразованию, использование субъектного опыта в интерпретации и оценке фактов и явлений социальной и материальной действительности.
Глубинные основания дифференциации субъектного отношения к окружающему миру лежат в личностно значимых ценностях. Ценностное отношение к миру – специфическая черта человеческого сознания, родовое свойство человека.
Функции образования – человекообразующие функции.
В.И. Слободчиков и Ю.В. Громыко, характеризуя системообразующие принципы развития образования в XXI веке, раскрывают принципы фундаментализации и открытости образования, опережающего образования, полноты и вариативности, которые конкретизируют личностно ориентированный подход в педагогике.
Принцип полноты образования, полагая в качестве нормы единство общего, специального и дополнительного образования во всех формах организации, позволяет обеспечить построение культуро- и природосообразной образовательной среды, ее насыщенность ресурсами личностного развития каждого из участников образования.
Принцип вариативности как единства многообразия образования позволяет каждому человеку выбрать и выработать собственную образовательную траекторию, становиться действительным субъектом своего образования и саморазвития.
В.А. Петровский выделяет некоторые принципы личностно ориентированного обучения:
- Принцип вариативности, предполагающий использование в процессе обучения не однотипных, а разнообразных моделей обучения в зависимости от особенностей индивидуального опыта детей.
- Принцип синтеза интеллекта, аффекта и действия, понимаемый как необходимость использовать такие технологии обучения, которые бы вовлекали детей в процесс познания, совместного действия и эмоционального освоения мира.
- Принцип приоритетного старта, предполагающий вовлечение детей в такие виды деятельности, которые им приятнее и предпочтительнее.
Разработка теории личностно ориентированного образования неразрывно связана с идеей его гуманизации. Гуманизация образования предполагает создание условий для непрерывного общекультурного, познавательного, социально-нравственного и профессионального развития личности с учетом социальных и личностных запросов.
И.С. Якиманская в своем исследовании опирается на следующие позиции, характеризующие личностно ориентированное обучение:
- Должно обеспечивать развитие и саморазвитие личности ученика, на основе выявления его индивидуальных особенностей.
- Образовательный процесс представляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, задатки, интересы, ценностные ориентации, субъектный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности.
- Содержание образования, его средства и методы подбираются и организуются так, чтобы ученик мог проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме.
- Критериальная база личностно ориентированного обучения учитывает не только уровень достигнутых знаний, умений и навыков, но и сформированность определенного интеллекта (его свойства, качества, характер проявления).
- Образованность как совокупность знаний, умений, индивидуальных способностей, является средством становления духовных и интеллектуальных качеств ученика, что выступает основной целью образования. Обученность и образованность не тождественны по своей природе и результатам.
Личностно ориентированный подход не снижает, а еще более подчеркивает значимость развития познавательной сферы ребенка, освоение окружающего мира предполагает развитие как интеллектуальных умений, так и воображения, ощущений, восприятий, памяти и др.
Субъектная позиция проявляется в том, что ребенок не только усваивает содержание учебного материала, но и сам регулирует, контролирует и корректирует свою познавательную деятельность. Такая позиция лежит в основе умения учиться и дает ученику внутреннюю независимость от любых неблагоприятных воздействий процесса обучения.
Е.Д. Божович выделила такие критерии учебной работы школьника, как субъекта учения:
- Владение не только знаниями, но и метазнаниями, т.е. знаниями о знаниях – приемах и средствах усвоения учебного материала, «открытия нового знания»-, переработки информации данной в разных знаковых формах. Показателями, соответствующими данному критерию выступают следующие умения учащегося:
- Анализировать структуру и содержание текстов любого вида (научных, учебных, художественных и др.), преобразовывать в разных целях заданный текст.
- Сопоставлять наглядные и вербальные формы предъявления учебного материала, выбирать оптимальную форму для собственного ответа.
- Ориентироваться в структуре учебного задания, связях его компонентов: инструкции, образцов, требуемого результата и т.д.
- Составлять собственные оригинальные задания или новые типы учебных задач.
- Самостоятельно выработанные учеником способы учебной работы, в которых представлены усвоенные в обучении приемы работы с материалом и результаты накопления ребенком собственного опыта. Показателями, по которым анализируются и оцениваются способы учебной работы являются:
- Преобладающая ориентация детей на отдельные признаки изучаемых явлений или системы признаков того или иного предмета (языковой реальности, исторического процесса, физического мира и т.д.).
- Адекватность задаче и гибкость, динамичность операционально-исполнительного компонента при работе с учебным материалом.
- Мотивационная готовность к открытию новых систем действий и операций в ходе обучения.
- Контрольное и оценочное отношение детей к процессу своей работы над материалом, прогнозирование результатов своей работы.
- Потребность и умение ребенка контролировать соответствие используемых им средств для решения стоящей перед ним задачи, выбор необходимых для этого правил, формул, приемов-предписаний, образцов и т.п.
- Умение ребенка строить целостный образ изучаемого объекта и выражать (передавать) его содержание другим в разных знаковых формах.
- Единство (взаимосвязь) существенных признаков объекта, обеспечивающее целостность образа.
- Наличие в образе субъективного содержания, в котором как бы зафиксирован эмоциональный опыт ученика.
- Владение разными средствами, позволяющими выразить содержание образа не только в условиях самостоятельного выполнения задания, но и в коммуникативной ситуации работы с одноклассниками.
- Личностно-смысловое отношение детей к изучаемому материалу и процессу собственной познавательной деятельности.
- Непосредственный интерес/безразличие к предмету в целом.
- Оценка ребенком социальной значимости этого предмета.
- Оценка учеником роли учебной дисциплины в его планах на будущее.
- Эмоциональный комфорт/дискомфорт при предъявлении нового, нестандартного задания или вида работы, при возникновении сомнений, трудностей и т.д.
- Наличие/отсутствие «ошибкобоязни» в условиях выражения собственного мнения, точки зрения, возникшего сомнения.
- Потребность в преодолении привычных шаблонов репродуктивного воспроизведения материала.
- Потребность в использовании и преобразовании своего опыта познавательной деятельности: способов учебной работы; знаний, накопленных в ходе обучения и вне его; расширение области совместной учебной работы (с учителем и сверстниками).
Ценностными приоритетами гуманистически ориентированного учителя выступают следующие постулаты (Т. С. Панина, Л.Н. Вавилова): личность обучающегося важнее любых образовательных стандартов и программ; общечеловеческие ценности важнее содержания и технологии обучения; позитив важнее негатива; процесс важнее содержания; качество важнее количества; «здесь и теперь» важнее «там и тогда».
- Рекомендации по совершенствованию учебно-воспитательного процесса
- Типы неуспевающих школьников и индивидуальный подход в обучении
- Причины школьной неуспеваемости
- Факторы, влияющие на успешность обучения
- Факторы, влияющие на успешность школьного обучения
- Взаимодействие классного руководителя, социального педагога и школьного психолога
- Методы и приемы педагогического воздействия на подростков, склонных к девиантному поведению
- Противоречия подросткового возраста
- Факторы и причины девиантного поведения учащихся
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу