Межотраслевые рекреационные комплексы и приоритетные направления развития сферы досуга в США

Постепенно в обслуживание сферы досуга были вовлечены многочисленные отрасли американской экономики, что к 1980-м годам отразило развитие межотраслевых рекреационных комплексов по трем ведущим направлениям – туристскому, спортивному и медийному. Охарактеризуем их подробнее.

Туристский МРК получил развитие в США в 1970-е годы, в связи с популярностью форм активного досуга, проводимого на открытом воздухе в выходные, праздничные и отпускные дни и положившего начало развитию внутреннего туризма. Среди американских социологов даже существует традиция рассматривать туризм как воплощение сущности американской нации.

Туристический МРК существует в США за счет наибольшей интеграции рекреационных и нерекреационных отраслей экономики. Нерекреационными отраслями экономики называют те, которые, по роду своей деятельности, участвуют в обслуживании туристов, – это транспорт, кредитно-финансовые учреждения и т.п.

В числе рекреационных отраслей экономики можно назвать бюро путешествий, гостиничные предприятия (отели, мотели, лагеря, туристические базы, курортные комплексы и т.п.), специализированные базы отдыха, спорта и развлечений (пляжи, ТРК, игровые центры, аттракционы, развлекательно-тематические парки, учреждения культуры (музеи, театры), культурнобытовые центры досуга и развлечений (рестораны, бары, ночные клубы) и проч. т.п. В США развит как внутренний, так и международный туризм: страну ежегодно посещает свыше 25 млн. туристов.

Внутренний туризм осуществляется как с целью отдыха (82%), так и с деловыми целями (12%), причем исторические места посещает только 8% американцев, а музеи –2%. Американцы предпочитают путешествовать в отпускные и выходные дни, занимаясь шопингом и отдыхом на природе.

Специфика развития международного туризма обусловлена тем, что территории США различаются по составу ресурсов, и это удовлетворяет различные вкусовые предпочтения туристов. Так, на индустриальном востоке туристов привлекают культурно-исторические памятники, а на западе, где наличествуют естественные рекреационные ресурсы – природные комплексы и горный пояс Кордильер, – национальные парки, в числе которых наибольший по площади Йеллоустонский парк и Йосемитский парк, на территории которого представлено свыше 10 тысяч гейзеров.

Значимыми рекреационными районами Америки являются побережье Калифорнии и территория Аляски. В центре США, в штате Арканзас, расположены бальнеологические курорты, а крупные международные курорты находятся на побережьях Тихого и Атлантического океана.

Территория США располагается в шести часовых поясах, и поэтому данная страна имеет различные природно-климатические зоны и типы ландшафтов, что обусловливает многообразие видов туризма, среди которых представлены горнолыжный, пляжный, экологический, культурно-познавательный (в Америке находится свыше 50 тысяч объектов, имеющих историческую ценность), деловой (развит преимущественно в Вашингтоне), событийный (связан с фестивалями). Так, в различных штатах США весьма популярны тематические фестивали: в штате Невада с 1985 года любителями фольклора проводится фестиваль ковбойской поэзии.

В Сент-Поле, столице штата Минесота, 17 дней длится ледяное веселье, включающее не только карнавал, но и экспонирование в центральных парках города снежных и ледяных скульптур. В Вашингтоне ежегодно проходят джаз-фестивали, а в Индианаполисе проводится Indy 500 – гонка на автомобилях с открытыми колесами, являющаяся престижнейшим автомобильным соревнованием в мире.

Итак, развитию туризма в США способствовали ряд факторов:

  • во-первых, разнообразие природных условий и наличие огромного рекреационного земельного фонда;
  • во-вторых, постоянное обновление и расширение услуг гостиничного сервиса (на территории края насчитывается свыше 3,6 млн. гостиниц);
  • в-третьих, расширение ассортимента и гибкая ценовая политика, применяемая на товары для туристов.

Спортивно-рекреационный МРК сложился в США к 1960-м годам благодаря двум факторам. Во-первых, благодаря проводимой государством пропаганде здорового образа жизни; во-вторых, вследствие изменений характера труда, вызванных сокращением физического труда при увеличении нервных нагрузок. Несомненно, традиции спортивного досуга имеют в Америке давнюю историю.

Так, бейсбол распространился в 1850-е годы, футбол и теннис обрели популярность в 1870-е годы, а баскетбол – в 1890-е годы. Однако именно в конце 1960-х годов в США возрастает потребительский спрос на активное проведение досуга, в связи с этим получают развитие три сектора спортивнорекреационного МРК – такие, как спортивно-рекреационные товары, учреждения любительского спорта и учреждения профессионального спорта.

Учреждения любительского спорта положили начало развитию фитнес-индустрии. Объем рынка в американской фитнес-индустрии к 2019 году «превысил 35 млрд. долларов», показав прирост за десятилетие «более, чем на 37%». При этом США являются мировыми лидерами по числу клубов и по количеству тренирующихся людей. Так, в 2019 году в Америке насчитывалось свыше 40 тыс. клубов и было 62 млн. тренирующихся (для сравнения: в России в 2018 году существовало около 3300 клубов и фитнес-центров). Несомненно, пандемия короновирусной инфекции внесла свои он-лайн коррективы в развитие фитнеса, но на настоящий момент в США по-прежнему имеют самую развитую и доступную индустрию услуг фитнеса.

Медийный МРК объединяет радио, кинематограф, телевидение, интернет, социальные сети и естественно, способы и формы производства и ретрансляции аудиои видеозаписей. Несомненно, применительно к индустрии досуга в этом перечне первостепенное значение имеет кинематограф, кульминация развития которого приходится на 1960-е годы. Однако в 1970-е годы он уступил первенство телевидению. Развитие кабельного телевидения и видеопроката в 1970–1980-е годы не только обусловило резкое сокращение продукции киноиндустрии, но и способствовало стремительной дифференциации целевых аудиторий телеи видеопродукции.

В 1970-1990-е годы для преодоления кризиса американские киномонополии использовали множество манипуляций, касающихся как содержания фильмов, так и формы их проката. Что касается содержания, то проводились эксперименты с различными жанрами – от производства дорогостоящих боевиков и фильмов исторической тематики до более бюджетных мелодрам и документальных кинолент. Моменты, носившие сугубо технический характер, были не менее разнообразны.

К ним относятся:

  • во-первых, увеличение количества фильмов в прокате как способ увеличить доход за счет разнообразия кинопродукции;
  • во-вторых, гибкая ценовая политика;
  • в-третьих, использование географического фактора – такого, как строительство кинотеатров в зонах скопления туристов (в США до трети кинотеатров построено в пяти штатах – Нью-Йорке, Огайо, Флориде, Техасе и Калифорнии);
  • в-четвертых, создание новых типов кинотеатров (на воздухе, в торговых центрах, миникинотеатры и многозальные кинотеатры).

Ситуация в киноиндустрии существенно изменилась с появлением интернета как системы глобальных коммуникаций, в рождении и развитии которого Америка играла главную роль. Подлинный подъем интернет-индустрия переживает в 2000-е годы, с внедрением новых сетевых технологий, превративших пользователя из пассивного потребителя информации в активного создателя сетевого контента.

Это знаменует собой наступление эпохи Web 2.0., визитными карточками которой стали первые социальные сети (LinkedIn – 2003, Facebook – 2004, Twitter –2006) и принцип wiki, заключавшийся в создании страниц, открытых для редактирования всеми пользователями интернета. В 2007 году, с началом производства смартфонов, численность пользователей интернета стала неуклонно увеличиваться.

Так, если в 2001 году интернет был доступен только для 6% населения Земли, то в 2020 году этот показатель увеличился до 59,5%40. Причем «лидерство США в создании и освоении интернет-технологий позволило американским компаниям захватить лидирующие позиции на глобальном рынке». В связи с этим необходимо отметить такие корпорации, как Apple, Google, Facebook и Microsoft.

В связи с процессами тотальной диджитализации интернет стал медийной площадкой, во-первых, для реализации технологий виртуальной, дополненной и смешанной реальности (Virtual, Augmented и Mixed Reality) как инструментов организации досуга дистанционно и с эффектом погружения; во-вторых, для организации хостинговых и стриминговых видеосервисов.

Видеохостинг – это веб-сервис, обеспечивающий возможность загружать и просматривать в браузере контент пользователя. В 2021 году рейтинг лучших американских бесплатных хостингов возглавили четыре сервиса – YouTube, MetaCafe, Flickr и Facebook.

Видеостриминг – это платформа для медиаиздания и распространения видеоконтента, на которой через подписку, на платной основе, происходит потоковая трансляция различных событий в режиме реального времени. Другими словами, если видеохостинг представляет собой современный аналог проигрывателя и магнитофона, то видеостриминг можно сравнить с виртуальным кинотеатром, предоставляющим широкий спектр возможностей в выборе контента.

В США, начиная с середины 2018 года, операторы спутникового и кабельного телевидения теряют более миллиона подписчиков в квартал. Обусловлен этот процесс в первую очередь интенсивным развитием услуг, предоставляемых видеостриминговыми компаниями, возникшими, в большинстве своем, во второй половине 2019 года. Таковы сервисы Disney+, AppleTV+, HBO Max и Peacock.

Но безусловным лидером среди видеостриминговых компаний является Netflix. Она начала свою деятельность в 1997 году как первый интернет-магазин проката DVD, а в 2013 году стала производить собственный контент, включающий фильмы, сериалы, телепрограммы. В январе 2021 года Netflix имела 203,7 млн. подписчиков по всему миру, при этом компания потратила 11,8 млрд. долларов на создание контента в 2020 году.

Компания Netflix осталась безусловным лидером на рынке видеостриминговых услуг в период пандемии коронавируса. Это было обусловлено ее «обширной библиотекой фильмов и сериалов и продолжающимся выходом оригинального контента, тогда как многие его конкуренты столкнулись с задержками, связанными с пандемией».

В марте 2021 года Netflix удерживает лидирующие позиции по отношению к большинству конкурентов, так как, по данным исследовательской компании Parks Associates, «сервисом на текущий момент пользуются около 60% американских домохозяйств». Более того, эксперты предполагают, что число подписчиков крупнейших стриминговых платформ США вырастет в 2021 году на 50%44, и это уже не региональное, а всемирное распространение американской киноиндустрии. Как видим, интернет стал платформой для глобального продвижения американской кинопродукции и индустрии досуга.

Таким образом, специфика модели организации досуга в США состоит в том, что она изначально носит коммерческий характер и базируется на массовой культуре и ценностях общества потребления.

Через взаимодействие франчайзинга и диверсификации как инструментов поиска устойчивой модели развития сферы досуговых услуг, в США сложились три ведущих межотраслевых рекреационных комплекса (МРК) – туристский, спортивный и медийный, ставшие основой активно экспортировавшейся из США на весь мир индустрии досуга и развлечений.

Статьи по теме
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)