Общие условия и принципы формирования государственных доходов
Анализ действующего законодательства позволяет выделить следующие способы привлечения доходных источников в публичные фонды:
- поступление денежных средств в добровольном порядке (пожертвования физических, юридических лиц);
- привлечение денежных средств в рамках гражданско-правовых договоров с участием публично-правовых образований (доходы от использования государственного, муниципального имущества);
- поступление доходных источников с применением мер государственного принуждения (налоги, сборы, штрафы, пени, конфискации);
- формирование государственных доходов с применением системы обязательного государственного социального страхования (страховые взносы, поступающие в бюджеты государственных внебюджетных фондов);
- привлечение доходных источников на началах индивидуальной возмездности в отношении выгодоприобретателя (например, уплата дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии).
Используемые законодателем механизмы привлечения доходных источников в публичные фонды денежных средств предопределяют режимы регулирования, применяемые в отношении государственных до- ходов. Например, используемая для привлечения доходных источников система обязательного социального страхования изначально предопределяет режим регулирования финансовых средств, целевая направленность которых корреспондирует конституционным предписаниям о праве граждан на социальное обеспечение.
Привлечение доходных источников в целях формирования пенсионных накоплений в добровольном по- рядке на условиях возмездности, выражающейся в софинансировании из государственного фонда, по природе прав граждан на переданные публичному субъекту денежные средства напоминает гражданско-правовую конструкцию «договор банковского вклада».
Привлечение доходов в рамках договора государственного займа можно отнести к механизмам, «занимающим промежуточное положение между непосредственно гражданско-правовыми договорами и публично-правовыми финансовыми договорами», и т.д. В основе формирования государственных доходов, привлечение которых обеспечивается государственным принуждением, лежат финансовые обязательства.
Анализ действующих нормативных правовых актов позволяет выделить следующие группы финансовых обязательств, лежащих в основе формирования государственных доходов:
- финансовые обязательства, возникающие из закона;
- финансовые обязательства, возникающие из деликта;
- финансовые обязательства, возникающие из плановых экономических актов.
Как показывает анализ законодательства РФ, законодатель использует термин «обязательство» в рамках финансового законодательства, регулирующего, в отличие от актов гражданского законодательства, властные отношения. Например, термин «финансовое обязательство» имеет конституционное закрепление, а также употребляется в Федеральном конституционном законе от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (ч. 5 ст. 36), однако содержание этого понятия не раскрывается.
Исполнение обязанности в рамках финансового обязательства в целях формирования публичных денежных фондов порождает спорные вопросы в правоприменительной и судебной практике. Изложенное обусловлено трансформацией конструкций, закрепленных актами гражданского, семейного, административного, уголовно-процессуального и иных отраслей законодательства в финансовые обязательства, в рамках которых осуществляется формирование государственных доходов. Например, законодатель предусматривает трансформацию обязательств, возникших в рамках семейных правоотношений, в финансовые обязательства. Так, согласно положениям СК РФ с физических лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов, в доход бюджета взыскиваются суммы, выплаченные на ребенка в размере, предусмотренном законодательством, в период розыска его родителей.
Средства, поступившие на депозит суда в качестве меры пресечения в рамках уголовно-процессуальных правоотношений, при наличии условий, закрепленных УПК РФ, могут трансформироваться в доход бюджета. Далее подробнее остановимся на анализе отдельных видов финансовых обязательств, лежащих в основе формирования государственных доходов. Финансовые обязательства, вытекающие из закона. К таким обязательствам относятся прежде всего те, в рамках которых исполняется налоговая обязанность по правилам НК РФ.
Следует отметить, что в основу финансовых обязательств, возникающих из закона, положен не только НК РФ, но и иные законодательные акты, предусматривающие схожие с налогом и сбором конструкции (например, платежи за загрязнение окружающей природной среды, страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, обязательные платежи, поступающие в публичные фонды государственных корпораций, саморегулируемых организаций).
- Правовое регулирование бюджетного процесса
- Налоги прямые и косвенные
- Понятие и значение публичного (муниципального и государственного) кредита и долга в Российской Федерации
- Правовые основы публичного кредита и долга
- Понятие, системы, принципы государственных и муниципальных расходов
- Финансовые обязательства, вытекающие из деликта
- Финансовые обязательства, возникающие из плановых экономических актов
- Специальные налоговые режимы
- Расходы и расходные обязательства Российской Федерации, бюджетов субъектов РФ
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу