Политико-правовая мысль периода эллинизма

В последней трети IV в. до н. э. античные государства утрачивают свою независимость, попадая под власть Македонии, а во II в. до н. э. под власть Рима. Кризис античной государственности нашел свое отражение в политико-правовой мысли того периода, яркими представителями которого были Эпикур, стоики, Полибий.

Политико-правовая мысль периода эллинизма

Эпикур (341-270 гг. до н. э.) демонстрирует безразличное отношение к политике, что нашло отображение в его учении.

Эпикур считал, что государство и право существуют по установлению, возникают они из общественного договора. Причина объединения в государства – необходимость устранить страх, который люди испытывали друг перед другом. Именно поэтому они договорились не причинять друг другу вреда и подчиняться законам. В основе договора лежит принцип общей пользы.

Интересно
Эпикур проповедовал идеи невмешательства в политику и общественную жизнь. Счастье человека он усматривал в отсутствии страданий, в полной невозмутимости или безмятежности духа (атараксии). Для этого человеку нужно обрести независимость от общества и посвятить жизнь моральному самосовершенствованию. «Проживи незаметно», – призывал Эпикур.

Свобода человека у Эпикура – это его ответственность за разумный выбор своего образа жизни.

Справедливость у Эпикура имеет договорной характер. Люди заключили договор о полезном – не вредить друг другу и не терпеть вреда. Для каждого места и времени есть своя справедливость – свое «естественное представление о справедливости», но общим для всех этих изменчивых «справедливостей» является то, что все они суть соглашения об общей пользе участников договора.

Действия людей, деятельность государственных властей и сами законы должны соответствовать естественным (в данном месте, в данное время и при данных обстоятельствах) представлениям о справедливости – тому смыслу справедливости, который подразумевается договором людей об общей пользе.

Такая концепция изменяющейся справедливости – в ее соотношении с законом – содержит в себе идею естественного права с изменчивым (в зависимости от места, времени и обстоятельств) содержанием, каковым является общая польза взаимного общения.

Взгляды Эпикура подвергли критике стоики. Стоицизм (от «стоя» – колоннада, галерея) происходит от названия портика в Афинах, где преподавал основатель школы Зенон Китийский (ок. 336 – ок. 264 гг. до н. э.).

Представители стоической школы – Клеанф, Хрисип, Панетий, Паседоний, Сенека, Марк Аврелий.

Стоики считали, что управляет миропорядком судьба, высший божественный разум. В мире царит строжайшая необходимость, исключающая свободу воли. Человек не может ничего изменить, он должен подчиниться неотвратимой судьбе. Того, кто повинуется ей, судьба ведет, а непокорного тащит. Судьба в учении стоиков отождествляется с божественным естественным законом.

В отличие от эпикурейцев стоики считали государство и право не делом рук человека, а результатом действия естественных, природных сил. Также они призывали активно участвовать в политической жизни, критиковали действующее право, доказывая его несоответствие естественному закону.

Стоики обосновывали космополитизм: все люди являются гражданами единого мирового государства. Вследствие таких представлений о государстве принижались смысл и роль отдельных форм государственности, полисных порядков, семьи, храмов, школ и т. д.

Полибий (ок. 200 – ок. 120 гг. до н. э.) – историк и последний крупный политический мыслитель Древней Греции; автор «Всеобщей истории» в сорока книгах.

Политико-правовая мысль периода эллинизма

Как и стоики, Полибий считал, что «судьба» есть всеобщим мировым законом и разумом. А также, что все в мире циклично. Общество проходит состояния возрастания, расцвета и упадка. Завершаясь, этот процесс повторяется сначала. Формы правления также меняются, переходят одна в другую и снова возвращаются.

Интересно
Всего существует шесть форм государства: царство (царская власть), тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия. Первой возникает царская власть как результат природной слабости людей, которая «побуждает их собираться в однородную толпу». Вождем толпы становится самый сильный физически и духовно, постепенно превращаясь в царя.

Однако рано или поздно царь превращается в тирана, а царская власть – в тиранию. Последняя также не может вечно существовать, поскольку много недовольных тираном. В результате его свергают благородные мужи, опираясь на народ.

Таким образом, устанавливается следующая форма правления – аристократия. Эта форма государства характеризуется властью благородных мужей в интересах общего блага.

Постепенно аристократия превращается в олигархию – власть немногих в своих личных интересах. Рано или поздно такое положение вещей вызывает недовольство у народа, разочаровавшись в царях и аристократах, народ учреждает демократию, которая, в свою очередь, вырождается в свою противоположность – охлократию (господство черни, толпы).

Ее Полибий назвал худшей формой правления. «Іогда водворяется господство силы, а собирающаяся вокруг вождя толпа совершает убийства, изгнания, переделы земли, пока не одичает совершенно и снова не обретет себе властителя и самодержца». Таким образом, формы правления повторяются.

Интересно
Простые формы государства неустойчивы. Поэтому лучшей формой Полибий считал смешанную форму государства, сочетающую начала монархии, аристократии и демократии. Только так можно обеспечить стабильность государства и избежать вырождения простых форм в их извращенные противоположности.

Политико-правовое учение Полибия стало связующим звеном между политико-правовыми учениями Древней Греции и Древнего Рима.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)