Политико-правовые воззрения Платона

Период расцвета древнегреческой политикоправовой мысли представлен, в первую очередь, учениями Платона и Аристотеля.

Политико-правовые воззрения Платона

Платон (427-347 гг. до н. э.) был учеником Сократа. Настоящее имя – Аристокл, а Платоном его назвал Сократ за могучую фигуру и широту плеч.

Платон после казни учителя и друга Сократа в 399 г. до н. э. покинул Афины и долго путешествовал. После того, как вернулся в Афины в 387 г. до н. э., основал свою философскую школу под названием «Академия». Политико-правовые взгляды Платона изложены в диалогах «Государство», «Законы», «Политик» и др.

Учение о государстве и праве Платона основано на его философии объективного идеализма, согласно которой идеи есть первичны по отношению к вещам окружающего мира. Мир идей и есть настоящая реальность. Поэтому истинное познание доступно только философам.

В диалоге «Государство» Платон изображает модель идеального государства. Последнее состоит из трех сословий: производители (земледельцы, ремесленники, купцы и т. д.), которые обеспечивают удовлетворение жизненных потребностей; воины, которые обеспечивают охрану государства; правители, которые управляют всем. Иначе Платон их назвал соответственно сребролюбцы, честолюбцы, философы.

Сословие определялось по происхождению. Каждому сословию предписывалось заниматься своим делом. Однако Платон допускал перевод из правителей в воины и наоборот.

Если же производители проникают в ряды правителей, то это ведет к гибели государства.

Правители обладали неограниченной властью в государстве. Они охраняют законы, следят за своими гражданами, в том числе заведуют их воспитанием.

Интересно
Особое внимание Платон уделяет обустройству и воспитанию воинов. Их приучают с детства не только к спорту, но и к искусству. Для жизни воинов характерно отсутствие частной собственности, жен и детей. Философ считал, что женщины могут приносить пользу государству, но для этого они должны быть освобождены от домашних дел, получать воспитание наравне с мужчинами, вести одинаковый образ жизни. Детей должно воспитывать государство.

Три сословия соответствуют трем началам государства – деловому, защитному, совещательному. В свою очередь эти три начала государства соответствуют трем началам души – влечение, воля, разум.

Но Платон понимал, что идеальное государство недолговечно и оно сменится другими формами правления.

Платон насчитывает четыре формы правления, которые сменяют друг друга:

  • тимократия – государство, основанное на честолюбии, правлении военных. Оно образуется в результате порчи идеального государства и появления частной собственности. Последняя способствует обогащению одних и обеднению других, установлению имущественного ценза. Таким образом, скопление богатства губит тимократию и приводит к установлению олигархии;
  • олигархия – государство, основанное на имущественном цензе, в котором у власти стоят богатые, а бедные не участвуют в управлении. Такое государство – сущее зло: в нем почитают богатство, но не ценят добродетель; назначение по цензу, а не по способностям приводит к недостаткам в управлении; отсутствие единства в государстве, т. к. все общество разделено на два противоборствующих класса; неспособность государства вести войну, т. к. олигархи боятся дать оружие толпе и др.;
  • демократия – власть бедных. Эта форма правления устанавливается в результате победы бедных над богатыми вследствие их превосходства по численности. В таком государстве господствует крайняя форма свободы, когда все принудительное вызывает у граждан возмущение, в том числе и законы. Ненасытное стремление к свободе разрушает демократию. Чрезмерная свобода оборачивается чрезмерным рабством, демократия сменяется тиранией;
  • тирания – рабское государство. При этом тиран есть ставленник народа. Тиран постоянно вовлекает граждан в войны, чтобы народ испытывал нужду в предводителе. Чем беднее народ, тем меньше заговоров будет против тирана. Своими действиями тиран взрастит ненависть к себе со стороны всех граждан.

В идеальном государстве сочетаются четыре добродетели – мудрость, храбрость, умеренность и правда. Первые три соответствуют соответственно трем сословиям – правители, воины, производители, а правда царит над всем. По форме правления идеальное государство может быть двояким: или царская власть, или аристократия (в зависимости от количества правящих).

В диалоге «Закон» Платон описывает вторую модель идеального государства, которая отличается от первой следующим:

  • отсутствием коллективной собственности философов и воинов;
  • граждане принадлежат к одному из четырех сословий, различающихся по степени богатства;
  • в социальном строе помимо граждан появляются рабы и иностранцы. Чтобы избежать выступления невольников, Платон советует землевладельцам приобретать как можно меньше рабов одной национальности и не провоцировать их недовольство жестоким обращением;
  • если в первом проекте по форме правления идеальное государство было представлено Платоном в форме царской власти или аристократии, то во втором мыслитель отдал предпочтение смешанной форме правления, которая сочетала черты демократии и монархии;
  • большее регулятивное значение имеют законы, которые детально регламентируют жизнь людей. На страже законов стоит правосудие. При этом Платон не выделял судебную власть в качестве самостоятельной, поскольку в ряде случаев правитель выступал судьей. К общему отправлению правосудия должны быть причастны и все граждане государства. Судья должен быть активным, иначе безгласный судья – плохой отправитель правосудия.

Учение Платона подверглось критике, в том числе и со стороны его ученика Аристотеля, который не разделял взглядов учителя на коллективную собственность. Тем не менее идеи Платона во многом явились отправной точкой для дальнейшего развития политико-правовой мысли. Его учение оказало влияние на взгляды Аристотеля, стоиков, Цицерона и других представителей античной политико-правовой мысли. Кроме того, платоновские идеи «правления философов» и «мудрых законов» были положены в основу идеологии эпохи Просвещения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)