Предмет образовательного права
Предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что регулирует, на что воздействует та или иная отрасль права.
Следует отметить, что не все из них подвержены воздействию норм права (этические требования к профессиональной деятельности педагога, меры педагогического воздействия на обучающегося, уважение, доверие, авторитет педагога). Многие связи в образовательной среденаходятся под интенсивным воздействием нравственных установлений и регламентируются нормами морали. В.М. Сырых в работе «Введение в теорию образовательного права»
Выделяет две группы общественных отношений, входящих в предмет образовательного права, а именно:
- образовательные отношения;
- отношения, призванные создавать условия для реального действия образовательных отношений, обеспечивать надлежащее исполнение обучающимися, педагогическими работниками и их образовательными учреждениями своих обязанностей.
Такие отношения носят служебный, обеспечительный характер и, в свою очередь, подразделяются на три вида:
- предшествующие образовательным;
- существующие одновременно с ними;
- вытекающие из образовательных отношений
Руководствуясь данной классификацией, следует дать характеристику каждому из видов общественных отношений в сфере образования. В первую группу входят собственно образовательные отношения, возникающие между образовательной организацией, педагогическими работниками, обучающимися, родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, в рамках педагогического процесса, направленные на обучение и воспитание обучающегося.
Особенностями этих отношений являются:
- отношения складываются в рамках образовательного процесса;
- личное участие в них обучающегося и педагога;
- отсутствие у педагога и обучающегося права осуществлять персональный выбор другого участника этих отношений;
- возраст, с которого дети могут вступать в образовательные отношения в качестве субъектов образовательного права. В соответствии с п. 1 ст. 67 Федерального закона «Об образовании в РФ» получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет;
- возможность получения образования в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности;
- всеобщность, определяемая как возможность получения образования каждым человеком вне зависимости от его умственных способностей, в соответствии с его потребностями, способностями и интересами;
- длящийся характер, так как отношения существуют в течение, как правило, длительного периода времени, ограниченного рамками
четверти, семестра, учебного года; - многофункциональность, так как они направлены на обучение и воспитание обучающегося;
- имеют динамичную структуру, оперативно реагирующую на различные изменения, происходящие в обществе (инновационные технологии, экспериментальные площадки и т.д.);
- обладают определенной устойчивостью, консервативностью в отношении системы знаний, передаваемых в процессе обучения;
- образовательные отношения носят массовый характер. Это обусловлено, к примеру, наличием конституционного права детей на получение основного общего образования и обязанности родителей обеспечить им такую возможность.
Таким образом, участником образовательных отношений может стать каждый человек: вначале как обучающийся в процессе получения общего и основного профессионального образования, позже как обучающийся в момент освоения программ дополнительного профессионального образования в период трудовой деятельности, а также как родитель (законный представитель) несовершеннолетнего обучающегося.
Вторую группу составляют отношения, призванные создавать условия для реального действия образовательных отношений. К ним
относятся следующие.
1) Отношения, предшествующие образовательным отношениям:
- отношения по созданию образовательных организаций;
- отношения, связанные с лицензированием образовательной деятельности.
2) Отношения, сопутствующие образовательным отношениям:
- особенности правового статуса учредителя образовательной организации;
- правовой статус образовательной организации как юридического лица;
- социальная защита обучающихся;
- порядок привлечения обучающихся к дисциплинарной ответственности;
- особенности правового статуса педагогических работников, руководящих и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
- отношения в сфере дополнительного образования;
- особенности получения образования отдельными категориями обучающихся;
- отношения в сфере управления системой образования;
- экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере образования;
- международное сотрудничество в сфере образования.
3) Отношения, вытекающие из образовательных отношений:
- отношения в сфере профессионального обучения по программам повышения квалификации рабочих и служащих.
Таким образом, предмет образовательного права сложно структурирован, многофункционален и представляет собой совокупность образовательных отношений и общественных отношений в сфере образования, возникающих в связи с реализацией права на образование.
- Формы и направления международного сотрудничества в сфере образования
- Международное сотрудничество в сфере образования
- Профессиональное обучение
- Правовое регулирование отношений в сфере общего образования
- Правовое положение работников организаций
- Юридическая ответственность обучающихся
- Участие родителей обучающихся в образовательном процессе
- Гражданско правовая ответственность образовательной организации
- Юридическая ответственность образовательной организации и иных участников образовательных отношений
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу