Разработки учебных занятий и воспитательных мероприятий

Курс «Современные педагогические технологии» Тема лекции: Этнокультурные технологии. Цель: формировать у студентов понятие о применении этнокультурных технологиях в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

Задачи:

  1. Дать понятие этнокультурные технологии, национальное образование, народное образование.
  2. Раскрыть особенности применения этнокультурных технологий в начальной школе.
  3. Формирование мировоззрения студентов, компетенций общения, толерантности.

Форма лекции: активная лекция. Оборудование: ТСО, карточки для групповой работы. Актуализация темы лекции. Преподаватель: нарастающие интеграционные тенденции в рамках мирового сообщества, резко возросшее ее этническое самосознание все более акцентируют внимание на развитии национальных культур. Именно многообразие культур дает основание говорить о поликультурном образовании, органически связывающем все виды культур в едином видении.

Разграничивать проблемы воспитания на этнические компоненты представляется нецелесообразным поскольку воспитание – процесс интегрированный нaправленный на формирование всесторонне развитой планетарно значимой личности.

Интересно
Важно, чтобы национальное воспитание выступало не как результат процесса обучения, а как первоочередное средство при-общения к мировой культуре. Tо есть современная модель национального образования должна базироваться на принципах этнокультурной идентификации и интеграции в мировое сообщество.

Анализ генезиса этнопедагогических теорий позволяет сделать вывод о том, что прежде чем индивид сопоставит себя с мировой, общечеловеческой, планетарной культурой и узнает «язык» другой культуры, необходимо, чтобы он встретился со своей национальной культурой.

Этнопедагогическое обоснование воспитания – сложнейший процесс, и одним из его механизмов является внедрение в систему воспитания накопленных народом приемов и методов воспитания достойного члена общины, передаваемых из поколения в поколение и усваиваемых в конкретной жизненной действительности. Это не что иное, как передача социального опыта, норм индивидуального и общественного поведения, традиционного образа жизни и этнической идеологии.

Этнопедагогика выражает освященный вековыми традициями взгляд на взаимоотношения природы, человека и общества. Следовательно, она выражает интересы всех слоев народа, его педагогические взгляды, педагогику семьи, рода, племени.

Эта педагогика учитывает особенности национального характера, представления и взгляды на сущность воспитательного процесса, находящиеся на уровне так называемого «обыденногo сознания».

Известно, что эти идеи, представления и взгляды не выступают как четко оформленная педагогическая система, а проникают в систему воспитания сквозь призму конкретных вопросов, более глубоко затрагивающих интересы народа на том или ином этапе исторического развития.

Отсюда следует, что функция народной педагoгики проявляется при решении практических воспитательных задач в повседневной жизни и способствует формированию в сознании людей различных аспектов умственной, нравственной, экологической, эстетической и физической культуры, трудовых навыков.

Этнокультурной образовательной технологией является специально организованная система знаний, умений и навыков, с целью оптимизации разносторонней этнокультурной деятельности людей и общества в целом, в условиях современной нарастающей взаимозависимости.

В основу содержания этнокультурного образования целесообразно положить воспитание поликультурной личности создание условий для идентификации личности со своей исконной культурой и усвоения других культур, ориентацию на взаимообогащение культур.

Выступление студентов с презентациями. Студент: Этнокультурное образовательное пространство – это семья, детские дошкольные учреждения, школы, вузы, национально-культурные центры, жома творчества.

Семейная микросреда, атмосфера в семье оказывают огромное влияние на воспитании любви, уважения к своей земле и народу, формирование толерантности ребёнка. Именно в семье происходит первое знакомство с историей народа, его культурой, национальными обрядами, обычаями, устным народным творчеством.

Важно, наряду с созданием предпосылок для этнической самоидентификации, которая закономерно сближает ребенка с родителями, родственниками, своим родом, этносом, вызывая чувство гордости, почитания, восхищения предками, не упустить из виду и другое.

Нельзя, чтобы восхищение и гордость перерастали в чувство превосходства, связанное часто с незнанием других культур, этносов или негативным отношением к ним. Любовь к своему народу гармонически должна сочетаться с любовью к земле, на которой живет этот народ. Центральная задача этнокультурного образования в этой части состоит в том, чтобы дети испытывали законную гордость, называл себя уроженцами родного края.

Студент: Важную роль в воспитании детей в духе межнационального согласия народная педагогика отводила обычаю гостеприимства как одной из важнейших человеческих добродетелей, а гостя считала святыней.

Гостеприимство в Казахстане, в России, на Кавказе и во многих других странах распространялось не только на близких людей, но на всякого ищущего приюта. Гостя угощали лyчшими национальными блюдами из продуктов, сберегаемых на случай чьего-то неожиданного приезда.

Хозяин самоотверженно охранял гостя, если ему угрожала опасность. Как социальный институт гостеприимство способствовало установлению контактов и взаимопонимания между народами. Это явление глобальное, интернациональное.

Разве можно забывать это наследие сейчас, когда нашу планету сотрясают межконфессиональные и межнациональные конфликты? ООН и ЮНЕСКО объявили первое десятилетие XXI века десятилетием толерантности. В воспитании этого качества личности немалую роль играет этнопедагогика, базирующаяся на народной мудрости.

Студент: Основная часть этнокультурного образования – реализуется в процессе обучения в детских садах, школах, средних специальных и высших учебных учреждениях. Обязательным условием служит изучение родного и государственного языков. Родной и иностранный языки должны стать языками обучения и общения уже в детских садах.

Этнокультурное образовательное пространство наиболее эффективно создается в школах. Всем желающим должна быть предоставлена возможность дополнительного изучения родного языка, литературы, истории.

Школа как основа социокультурной деятельности и этнокультурного образования играет особо важную роль. Первый опыт осознания себя неповторимой индивидуальностью ученик получает в школьной жизни. Развивая природные способности учащихся, обогащая культурой в культуросообразных условиях, школа создает основные предпосылки самореализации личности.

Школа является каналом формирования у молодого поколения потребности в своей национальной культуре, в языке, стремления идентифицировать себя со своим народом. Она воспитывает гражданское отношение к истории родного края, духовно нравственным ценностям своего народа, национальным традициям как части мировой культуры.

Нравственная среда школы – мощный фактор, влияющий на развитие личности учащихся и на их последующую судьбу, влияющий на формирование нравственного самоутверждения, через развитие их интеллектуальных, художественных, технических, спортивных, коммуникативных, творческих способностей.

Студент: Внеинституциональное обучение и погружение в практику занимают особое место в системе этнокультурного образования. Именно они позволяют эффективно осуществить задачу, которая представляется как наиболее важная – приближение этнокультурного образования к практическим потребностям индивидов.

Этнокультурное образовательное пространство внеинституционального обучения это учреждения и центры дополнительного образования, национально-культурные центры, кружки и курсы при школах, дома творчества. Кроме того, этнокультурное образовательное пространство интенсивно формируется средствами массовой информации (публикации в газетах и журналах, учебные фильмы, научно-популярные передачи).

Организация дискуссии по теме лекции. Вопросы:

  1. Какая форма творчества помогала любому этносу передавать нравственное воспитание молодому поколению?
  2. Что такое устное народное творчество и какова роль в воспитании детей?
  3. Приведите примеры пословиц и поговорок различных этносов с одинаковым значением.

Работа в группах.

Задание: раскройте смысл следующих пословиц:

  • 1 группа – «Где страх, там и стыд» (армянская); «В ком стыд, в том и совесть» (русская); «Совесть – половина веры, а может быть, и вся» (азербайджанская) – пословицы и поговорки о чести и совести
  • 2 группа – «Кто меня хвалит – тот мой враг» (корейская); «Хваленого берегись хуже хаяногo» (русская); «У кого много недостатков, тот легко находит их и у других» (адыго-аб-хазская); «Венец мужества – скромность» (восточная мудрость) – формирование позитивных качеств личности – одна из ведущих тем фольклора:
  • 3 группа – «Где нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи»(абхазская пословица) – высок авторитет пожилых людей и у мусульман, и у христиан, и у иудеев, и у буддистов, а значение старшего поколения в воспитании детей лучше всего отражено в народных пословицах.
  • 4 группа – «Золотое Правило», проповедуемое шестью мировыми религиями. Ислам: Нельзя назвать верующим того, кто не желает брату или сестре своему того же, чего желает себе. Христианство: Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Буддизм: Не делай другим того, что сам считаешь злом. Индуизм: Не делай другим того, что причинило бы боль тебе. Иудаизм: Что ненавистно тебе, не делай другому. Даосизм: Считай прибыль ближнего своей прибылью, его потерю – своей потерей.
  • 5 группа – «Умному – весь мир Родина» (чеченская); «Стремись завоевать не мир, а его знание»; «Кто не любит своего народа, тот не полюбит и чужого» (осетинские). «Худой мир лучше доброй ссоры» (русская) – патриотические, регулировались разумом и стремлением к взаимопониманию.
  • 6 группа – Объясните смысл высказывания великого русского мыслителя И.А. Ильина: «Все люди непрерывно воспитывают друг дрyгa, – хотят они этого или не хотят; сознают они это, или не осознают; умеют или не умеют … Они воспитывают друг друга всяким проявлением своим; ответом или интонацией, улыбкой или ее отсутствием, приходом и уходом, восклицанием и умолчанием, просьбою и требованием, общением и бойкотом» – в этой фразе сконцентрировано всё многoобразие человеческих отношений, которые испокон веков находились в центре внимания мудрецов.

Подведение итогов: Преподаватель:

  • Приведите примеры использования этнокультурных технологий в учебно-воспитательном процессе школы.
  • С какой целью их применяют? (Идеи толерантности должны пронизывать не только воспитательную, но и учебную деятельность детских садов, школ, колледжей и вузов.

Бережное сохранение и развитие национальных традиций позволит преодолеть многие проблемные ситуации, сложившиеся в современном обществе). Рефлексия. Оценивание. Домашнее задание. Изучение лекционного материала, основных понятий, терминов; разработать внеклассное мероприятие с использованием этнокультурных технологий.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)