Развивающая роль руки в деятельности человеческого мозга

В конце XIX – начале ХХ в. психологи обратили внимание на развивающую роль руки в деятельности человеческого мозга. Всё более и более стала получать распространение мысль о том, что каждое отдельное упражнение руки влияет на мозг, что оно оставляет по себе как бы некий отпечаток на мозговой коре, и что поэтому преподавание ручных работ, без сомнения, относится к воспитанию ума.

Психологи пришли к заключению, что весь процесс развития ребёнка – это прокладывание новых путей в коре головного мозга, установление связей между отдельными участками. Деятельность же ассоциативных центров зависит от предварительной работы сенсомоторных.

Психика человека проявляется и формируется в деятельности.

Следовательно, физическая активность школьника ведёт к повышению его активности и в интеллектуальной сфере.

В материалах по реформе средней школы 1915 г. обращалось внимание на следующие обстоятельства: «Многие педагоги-психологи даже утверждают, что развитие моторно-мышечных способностей идёт впереди развития способности мышления и служит главным стимулом для их дальнейшего развития в раннем детстве: надобность что-либо сделать заставляет думать, как это сделать».

Таким образом, осознание единства психофизической жизни человека и влияния деятельности руки на его умственное развитие повлекло за собой возможность сбалансировать социально-экономические потребности в инициативных, грамотных, конкурентоспособных специалистах и дидактических потребностей разработки более эффективных путей освоения культуры.

Поскольку ручной труд оказался одним из наиболее прогрессивных средств удовлетворения этих потребностей, в русской педагогике конца XIX – начала ХХ в. был поднят вопрос о реформировании школы на новых трудовых принципах.

«Центром, в котором сходятся все современные педагогические течения, – констатировалось в журнале «Русская школа», – является то, что теперь известно под названием трудовой школы»16. Трудовая Школа ставила во главу угла всей воспитательной и учебной работы личность ученика.

Трудовое воспитание связывалось с особым вниманием к ученику, его интересам, склонностям и способностям и не ограничивалось одной лишь подготовкой к практической деятельности.

Такой подход становился общим условием для формирования личности, а соединение обучения с трудом – принципов образовательно-воспитательной работы.

Русская педагогика выдвинула на первый план такие категории, как «духовность», «самобытность», «личность», «творчество».

Интересно
Формирование нового понятийного аппарата, за которым стояли новые представления о человеке и основах его развития, способствовало возникновению ряда прогрессивных педагогических концепций и направлений.

Представление о личности как о высшей ценности, не подчиняемой никаким прагматическим целям, о неисчерпаемых возможностях человека, проявляющихся в свободном творчестве, сыграло важную роль в качестве «противовеса» экономическим соображениям высокопоставленных инициаторов введения ручного труда в общеобразовательную школу.

Так, уже в проекте общего нормального плана промышленного образования в России 1884 года министр финансов И. А. Вышнеградский указывал, что ручной труд «должен иметь преимущественно педагогическое и воспитательное значение, преследуя практические цели настолько, насколько они находятся в полном согласии с этим его назначением».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)