Результаты исследования
Для представления общей картины состояния высших психических функций у принявших участие в исследовании детей мы кратко остановимся на результатах нейропсихологического экспресс-обследования.
В пробе на реципрокную координацию рук у детей «отстающей» группы чаще, чем у «успевающих» детей, наблюдаются случаи выраженной дискоординации движений, переход на последовательные или уподобленные движения рук, у них более выражены трудности автоматизации двигательной программы в динамическом праксисе, трудности переключения с одной двигательной программы на другую, имеют место случаи, когда правильное выполнение серии движений возможно только при проговаривании программы вслух и когда опора на речь не помогает правильному выполнению пробы.
В слухоречевой памяти у детей с трудностями обучения обнаружено более выраженное действие механизмов про- и ретроактивного торможения, у этих детей чаще отмечаются вербальные парамнезии, побочные включения, смешения групп; в пробах зрительной памяти они чаще допускают ошибки смешения стимулов и дистракторов в случае узнавания как реалистических и стилизованных предметных картинок, так и абстрактных фигур, в ряде случаев без последующей коррекции при предъявлении стимула.
По сравнению с успешно обучающимися школьниками дети экспериментальной группы обнаруживают несформированность вербально-логического мышления:
- «отстающие» школьники испытывают выраженные трудности понимания переносного смысла пословиц и поговорок, они часто дают их конкретную интерпретацию (например, пословица «куй железо, пока горячо» интерпретируется как некое правило для кузнецов, при этом наводящие вопросы не всегда способствуют правильному пониманию пословицы);
- у детей экспериментальной группы отмечаются более выраженные трудности понимания смысла и морали рассказа (при этом вопросы по содержанию не вызывают затруднений);
- дети с трудностями обучения чаще успевающих школьников выполняют предметную классификацию на основе ситуативных признаков (например, объединяют в одну группу дерево и книгу с изображением деревьев на обложке («дерево и книга про деревья»), птицу и дерево («птица сидит на дереве»)).
Эти дети демонстрируют худшие результаты в произвольном внимании (таблицы Шульте), также в пробах, направленных на исследование речи: в частности, дети «отстающей группы» демонстрируют меньшую продуктивность вербального ассоциативного ряда и его меньшую семантическую организацию (у «успевающих» детей более четкие и разработанные семантические группы внутри ряда, большая наполненность семантических групп); в «отстающей» группе в единичных случаях отмечены трудности номинации с единичными вербальными парафазиями.
Мы продемонстрируем различия в успешности выполнения проб экспресс- обследования детьми двух групп на графике 1, из которого видно, что доли детей, безошибочно выполнивших предлагаемые пробы, в ряде случаев ощутимо больше среди успешно обучающихся детей.
- Апробация методики формирующего обучения и ее результаты
- Формы организации занятий и отдыха детей
- Метод иллюстрации
- Метод «Слова по кругу»
- Развернутое нейропсихологическое обследование
- Проблема и задачи формирующего обучения детей
- Обсуждение результатов исследования
- Характеристика групп испытуемых, задачи и методика исследования
- Состояние сферы образов-представлений у детей с трудностями обучения
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу