Социальная политика
Как и рассмотренные выше общая сельскохозяйственная и общая транспортная политика, социальная политика входит в число старейших направлений секторной политики ЕС (предусматривалась еще в первоначальной редакции Договора о ЕЭС 1957 г.).
Предметом социальной политики является, однако, не конкретная отрасль жизнедеятельности людей, а комплекс различных проблем, связанных с сокращением неравенства между людьми, защитой прав наемных работников, социальным обеспечением, иными вопросами социальной защиты.
Для достижения указанных целей Европейский Союз поддерживает и дополняет мероприятия государств-членов в различных вопросах социальной политики. Круг этих вопросов, сначала незначительный, был существенно расширен в 1990-е гг. благодаря поправкам Маастрихтского 1992 г. и Амстердамского 1997 г. договоров.
В настоящее время согласно ст. 153 ДФЕС для достижения целей социальной политики Союз поддерживает и дополняет деятельность государств-членов в следующих сферах:
- улучшение трудовой среды в интересах охраны здоровья и безопасности работников;
- условия труда;
- социальное обеспечение и социальная защита работников;
- защита работников в случае расторжения трудового договора;
- информирование работников и проведение с ними консультаций;
- представительство и коллективная защита интересов работников и работодателей, в том числе участие работников в управлении предприятием;
- условия занятости граждан третьих стран, законно находящихся па территории Союза;
- интеграция лиц, исключенных с рынка труда;
- равенство женщин и мужчин в том, что касается их возможностей на рынке труда и обращения на рабочем месте;
- борьба с социальной маргинализацией;
- модернизация систем социальной защиты.
В отношении этих вопросов Европейский Союз уполномочен издавать два вида законодательных актов:
- во-первых, законодательные акты, устанавливающие меры, “которые призваны поощрять сотрудничество государств-членов с помощью инициатив по улучшению знаний, развитию обмена информацией и передовой практикой, продвижению новаторских подходов и оценке накопленного опыта”;
- во-вторых, законодательные акты в форме директив, вводящие “минимальные предписания” в области трудового права и права социального обеспечения, которые государства-члены обязаны трансформировать в свое законодательство. Поскольку речь идет о минимальных предписаниях (минимальной гармонизации), каждое государство-член сохраняет право устанавливать на своей территории более высокие стандарты защиты трудовых прав и социальной защиты.
Особое внимание в рамках социальной политики ЕС уделяется вопросам обеспечения равенства женщин и мужчин в трудовых и связанных с ними отношениях. С этой целью ст. 157 ДФЕС закрепляет “принцип равенства заработной платы между работниками мужского и женского пола за одинаковую работу или за работу одинаковой стоимости”, являющийся нормой прямого действия на всей территории Союза. С этой же целью данная статья наделяет ЕС полномочиями издавать законодательные акты, призванные “обеспечить применение принципа равных возможностей и равноправия мужчин и женщин в вопросах занятости и труда”.
В целях развития социального партнерства на европейском уровне ЕС выступает посредником в диалоге между европейскими объединениями работников и работодателей (Европейская конфедерация профессиональных союзов, Ассоциация “Предпринимательская Европа” и др.). В соответствии со ст. 152 ДФЕС “Союз признает и поощряет роль социальных партнеров на своем уровне”, “способствует диалогу между социальными партнерами при уважении их автономии” и проводит с ними “трехсторонний социальный саммит по вопросам роста и занятости” (представители ЕС, европейских объединений профсоюзов и европейских объединений работодателей).
Диалог между социальными партнерами в рамках ЕС может приводить к установлению между ними договорных отношений в форме коллективных соглашений, заключаемых между европейскими объединениями работодателей и работников. По ходатайству социальных партнеров претворение в жизнь этих соглашений может осуществляться посредством юридически обязательных актов ЕС – решений Совета, принимаемых по предложению Европейской комиссии (ст. 155 ДФЕС). Комиссия также обязана содействовать проведению консультаций между социальными партнерами и сама консультироваться с ними по поводу будущих мероприятий ЕС в социальной сфере (ст. 152 ДФЕС).
Социальная политика применительно к вопросам, предусмотренным в разделах “Социальные положения” и “Европейский социальный фонд” ДФЕС, относится к категории совместной компетенции ЕС (ст. 4 ДФЕС). По остальным вопросам социальной политики государства-члены ее проводят самостоятельно. В подобных вопросах, прямо не предусмотренных в учредительных документах ЕС, Союз в соответствии § 3 ст. 5 ДФЕС может только “предпринимать инициативы с целью обеспечить координацию социальной политики государств-членов”.
Его задачей является развитие сотрудничества государств-членов друг с другом и с Комиссией в области социальной защиты, в том числе путем наблюдения за социальной ситуацией и за развитием политики социальной защиты повсеместно в Союзе (ст. 180 ДФЕС).
- Материальные гарантии Европейского Союза
- Процессуальные гарантии Европейского Союза
- Внесудебные механизмы защиты как институциональная гарантия Европейского Союза
- Судебная защита как институциональная гарантия Европейского Союза
- Характеристика гарантий прав и свобод человека и гражданина
- Основные обязанности человека и гражданина
- Ограничения на осуществление основных прав и свобод
- Виды политических прав и свобод
- Личные и гражданские права и свободы
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу