Сущность и основные виды электронной торговли
К электронной торговле относят «любую целенаправленную торговую деятельность, осуществляемую путем использования на основных стадиях и операциях процесса купли-продажи сетевых информационных технологий, в результате которой товарно-материальные или нематериальные ценности переходят от их продавца к покупателю».
В международной практике электронную торговлю подразделяют на прямую и непрямую. Непрямая электронная торговля предполагает, что заказ товара осуществляется посредством сети Интернет, а процедуры, связанные с доставкой и оплатой товара, происходят в традиционной форме.
При продаже товара посредством прямой электронной торговли его заказ, оплата, операции по доставке происходят полностью в виртуальном пространстве.
В последние годы наряду с Интернет-торговлей широкое развитие, получили такие виды электронной торговли как мобильная торговля («m-trade»), основанная на применении технологии «P2P» (peer-to-peer – «общение напрямую»), и телевизионная торговля («t-trade»), построенная на использовании технологии интерактивного цифрового телевидения (interactive digital television – iDTV).
В свою очередь, мобильная торговля, услуги которой были впервые предложены в 1999 году абонентам одного из крупнейших операторов сетей мобильной связи в Финляндии компании Sonera, справедливо считается наиболее динамично развивающимся сегментом электронного рынка и одним из перспективных направлений электронного бизнеса, как в России, так и за рубежом.
В настоящее время на основе Интернет-технологий реализуются не только коммерческие, но и социально-экономические, политические, государственные и другие общественные процессы.
Исходя из специфики и цели осуществления, всю их совокупность можно условно дифференцировать на следующие основные группы (сектора):
- business-to-business (B2B) – к ней относят все типы делового взаимодействия между предпринимательскими структурами по поводу обмена товарно-материальных и/или товарно-нематериальных ценностей;
- business-to-consumer (B2C) – включает в себя различные формы взаимоотношений между производителями и/или продавцами товаров и услуг и их розничными покупателями (потребителями);
- business-to-employee (B2E) – характеризует взаимоотношения между руководством фирмы и ее работниками по поводу решения кадровых проблем, создания внутреннего рынка труда и обучения персонала;
- consumer-to-consumer (C2C) – объединяет разнообразные виды коммерческого и некоммерческого взаимодействия между потребителями товаров;
- business-to-government (B2G) – включает все формы взаимодействия государства и бизнеса (расчеты по налогам, проведение электронных тендеров на поставку продукции для государственных нужд и т.п.);
- government-to-consumer (G2C) – объединяет различные формы взаимоотношений государства и граждан в интерактивной среде;
- government-to-government (G2G) – отражает процессы взаимодействия между различными государственными органами.
Необходимо отметить, что западные специалисты выделяют трех потенциальных участников электронного бизнеса, которые могут выступать в качестве продавцов и/или покупателей товаров и услуг:
- потребители (consumer, customer);
- предприятия (business);
- управляющие институты (administration).
Путем сопоставления этих трех действующих лиц определяются различные направления развития электронного бизнеса и электронной торговли (табл. 1.1).
По нашему мнению, к управляющим институтам (administration) могут быть отнесены как органы государственного управления (government), так и руководство предприятий (business) в случаях его взаимодействия со своими работниками (executive, employee) по поводу решения кадровых проблем, создания внутрикорпоративного рынка труда, обучения персонала и др.
Таким образом, в современных условиях основными видами электронной торговли являются Интернет–торговля, которая, прежде всего, включает в себя торговую деятельность в секторах B2B, B2C и C2C, а также мобильная торговля и телевизионная торговля.
- Сущность и логистические основы телевизионной торговли
- Особенности формирования логистических потоков в процессах мобильной торговли
- Объекты и субъекты мобильной торговли
- Виды мобильной торговли
- Сущность мобильной торговли
- Логистическое обеспечение финансовых расчетов в электронной торговле
- Логистика возвратных потоков в электронной торговле
- Организация доставки товаров в секторе business-to-consumer
- Организация аукционной торговли в сети Интернет
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу