Виды, задачи, средства и методы психологической, интеллектуальной и интегральной подготовки спортсмена в процессе тренировки
Психологическая подготовка спортсмена.
Под психологической подготовкой следует понимать совокупность психолого педагогических мероприятий и соответствующих условий спортивной деятельности и жизни спортсменов, направленных на формирование у них таких психических функций, процессов, состояний и свойств личности, которые обеспечивают успешное решение задач тренировки и участия в соревнованиях.
В структуре подготовленности психических качеств спортсмена выделяют две самостоятельные и взаимосвязанные стороны: волевую и специальную психическую подготовленность.
Психологическую подготовку принято делить на общую и специальную.
Общая психологическая подготовка направлена на развитие у спортсменов именно тех психических функций и качеств, которые необходимы для успешных занятий в избранном виде спорта, для достижения спортсменом высшего уровня.
Специальная психологическая подготовка направлена главным образом на формирование у спортсмена психологической готовности к участию в конкретном соревновании.
Компонентами психологической подготовки являются:
- психические качества и процессы, способствующие овладению техникой и тактикой;
- свойства личности, обеспечивающие стабильные выступления на соревнованиях;
- высокий уровень работоспособности и психической деятельности в трудных условиях тренировки и соревнований;
- стабильные положительные психические состояния, проявляемые в этих условиях.
Овладению тактикой способствуют развитые специфические мыслительные качества: способность к мгновенному анализу поступающей информации о действиях противников и принятию адекватного обстановке решения; гибкость мышления и др. (рис. 24).
Интеллектуальная подготовка.
В подготовке спортсменов важную роль играет их интеллектуальная подготовка. Она направлена на осмысление сути спортивной деятельности, непосредственно связанных с ней явлений, процессов и на развитие интеллектуальных способностей, без которых не мыслится достижение высоких спортивных результатов (Л.П. Матвеев).
По мере повышения уровня спортивных достижений возрастают и требования к интеллектуальным способностям спортсмена, которые развиваются и совершенствуются лишь в той мере, в какой спортсмен интеллектуально активен. Отсюда вытекает необходимость специальной организации и целенаправленного стимулирования интеллектуальной деятельности спортсмена.
В интеллектуальных способностях спортсмена можно выделить некоторые компоненты, которые имеют существенное значение во всех видах спорта и в то же время проявляются в разной мере, в зависимости от специфики спортивной специализации.
В структуре интеллектуальных способностей спортсмена ведущими компонентами являются:
- способность концентрировать внимание на познании закономерностей спортивной подготовки и эффективном решении задач в процессе тренировки и соревнований,
- способность к быстрому усвоению специальных знаний и оперированию ими в ходе спортивной деятельности,
- способность к оперативной переработке информации, полученной в результате наблюдений, восприятий, и реализация ее в соответствующих действиях;
- способность к запоминанию, сохранению и воспроизведению информации;
- способность мышления, обеспечивающая продуктивность умственной деятельности спортсмена, особенно в сложных ситуациях (скорость и гибкость протекания мыслительных процессов, самостоятельность мышления, широта и глубина ума, последовательность мысли и др.);
- способность действовать и принимать решения с определенным упреждением в отношении ожидаемых событий.
Интеллектуальная подготовка имеет самое прямое отношение к формированию мотивации спортсменов, его волевой и специальной психологической подготовке, обучению спортивной технике и тактике, развитию физических способностей. Будучи тесно связанной с другими компонентами спортивного мастерства, она включает в себя два важных раздела: интеллектуальное (теоретическое) образование и развитие интеллектуальных способностей.
В содержание интеллектуального образования входит совокупность разнообразных знаний, необходимых для успешной тренировочной и соревновательной деятельности. Это могут быть:
- знания мировоззренческого, мотивационного и этического характера, т. е. знания, которые формируют верный взгляд на мир в целом, позволяют осмыслить сущность спортивной деятельности; общественный и личностный смысл спорта вообще и спортивных высших достижений в частности;
- знания, способствующие воспитанию устойчивых мотивов и правил поведения;
- знания, составляющие научный базис подготовки спортсмена (принципы и закономерности спортивной подготовки, естественно-научные и гуманитарные основы спортивной деятельности и т. п.);
- спортивно-прикладные знания, включающие сведения о правилах спортивных соревнований, спортивной технике и тактике избранного вида спорта, критериях их эффективности и путях освоения, средствах и методах физической и психологической подготовки, методики построения тренировки, внетренировочных факторах спортивной подготовки, требованиях к организации общего режима жизни и питания, о восстановительных мероприятиях, правилах контроля и самоконтроля, материально-технических, организационно-методических условиях занятий спортом и т. д. (Л.П. Матвеев, 1977; Ю.Ф. Курамшин, 1981).
Комплекс перечисленных знаний составляет предмет теоретического образования и самообразования спортсмена. Передача и усвоение знаний в процессе теоретических занятий происходят в тех же формах, какие характерны для умственного образования (лекции, семинары, беседы, самостоятельное изучение литературы).
Непосредственно на теоретических занятиях теоретическая подготовка направлена на формирование у спортсменов сознательного и активного отношения к выполнению тренировочных заданий, обеспечивающих повышение уровня физической, технической, тактической, психологической подготовленности, выбору рациональных способов соревновательной борьбы в условиях состязаний и т. п.
Развитие интеллектуальных способностей, отвечающих специфическим требованиям избранного вида спорта, осуществляется путем выполнения специальных заданий и способов организации занятий, побуждающих спортсмена к творческим проявлениям при создании новых вариантов техники движений, разработке оригинальной тактики состязаний, совершенствованию средств и методов подготовки.
Интегральная подготовка.
Интегральная подготовка направлена на объединение и комплексную реализацию различных компонентов подготовленности спортсмена – технической, физической, тактической, психологической, интеллектуальной – в процессе тренировочной и соревновательной деятельности.
Интегральная подготовка – это процесс объединения, координации и реализации в соревновательной деятельности различных сторон подготовленности, качеств и способностей, развитых на тренировке.
В циклических видах спорта она не стоит так остро, как в игровых видах, ввиду ограниченного тактико-технического набора средств.
Основным средством интегральной подготовки в играх является двусторонняя игра в условиях, максимально приближенных к соревновательным.
Для повышения эффективности интегральной подготовки применяются разнообразные методические приемы. К ним относятся: облегчение, затруднение и усложнение условий выполнения собственно-соревновательных упражнений. Так, для ускорения темпа игры в теннисе можно проводить ее на кортах с деревянным покрытием, где мяч отскакивает с большей скоростью, и поэтому спортсмен должен быстрее реагировать. Для усложнения – на травяных кортах, где мяч может отскочить в непредсказуемом направлении. Для затруднения – использовать утяжеленную ракетку и мяч с маскировочной окраской (Е.В. Корбут).
Приемы повышения эффективности интегральной подготовки:
- Облегченные условия (устройства).
- Уменьшение количества игроков (на площадке, в команде).
- Соревнование с более слабым или «удобным» соперником.
- Принудительное лидирование или гонки за лидером.
- Усложнение условий за счет увеличения размеров площадки, ринга, ковра.
- Проведение соревнований в другой климатической зоне, временном поясе.
- Организация соревнования с более подготовленным соперником.
- Интенсификация соревновательной деятельности за счет уменьшения времени владения мячом.
- Увеличение продолжительности соревновательной деятельности, утяжеление снарядов и др.
Контроль за интегральной подготовленностью.
Основным критерием интегральной подготовленности являются результаты ответственных соревнований, а также адаптационные возможности организма к перенесению тренировочных и соревновательных нагрузок и восстановительные процессы после них, состояние здоровья.
В процессе интегральной подготовки, наряду с общей направленностью, предусматривающей комплексное совершенствование всех сторон подготовленности, целесообразно выделить и ряд частных направлений, связанных с сопряженным совершенствованием нескольких компонентов готовности спортсмена к достижению: физическое и техническое, техническое и тактическое, физическое и тактическое, физическое и психологическое и т. п.
- Этапы спортивного отбора
- Спортивный отбор и спортивная ориентация
- Планирование спортивной подготовки
- Общие положения технологии планирования в спорте
- Характеристика и структура тренировочных циклов
- Основы построения спортивной тренировки
- Виды, задачи, средства и методы технической, физической, тактической подготовки спортсмена в процессе тренировки
- Общие и специальные принципы спортивной тренировки
- Основные средства спортивной тренировки
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу