Воспитание физических качеств
Принято считать основными физическими (двигательными) качествами человека силу, быстроту движений, гибкость, ловкость, выносливость. Развитие, воспитание и совершенствование их – целостный процесс, конечные задачи которого – расширение функциональных возможностей человека, степень его двигательной одаренности.
Разберем каждое физическое качество в отдельности.
Сила измеряется динамометром. Различают абсолютную (суммарная сила всех мышечных групп) и относительную силу (величина абсолютной силы, приходящаяся на 1 кг веса спортсмена). Средствами развития силы являются упражнения с отягощениями и упражнения взрывного характера.
Наиболее распространенными методами развития силы являются метод максимальных усилий, метод динамических усилий, изометрический (статический) метод и метод электрической стимуляции мышц. В спорте большое значение имеет зависимость силы – скорость или скоростно-силовые качества (бег, прыжки, метание, штанга, бокс и т. п.).
Быстрота. Развитие быстроты – способности человека выполнять большое количество движений с максимальной скоростью – характеризуется увеличением подвижности нервных процессов, быстро следующих друг за другом, давая возможность быстрой смене сокращений и расслаблений мышц, направляя и координируя движения и латентный (скрытый) период двигательной реакции.
Поскольку быстрота движений и реакции необходима во всех видах спорта и во многих ситуациях, то и упражнения для ее развития одинаковы:
- бег на коротких отрезках с максимальной скоростью;
- семенящий бег, бег с опорой, бег с высоким подниманием бедра и т.п.;
- упражнения с применением большой силы (кратковременно), прыжков и т.п.;
- упражнения в быстроте ответных действий на внезапный сигнал и пр.
Совершенствование техники любого движения увеличивает возможность быстрых рациональных движений, что в конечном итоге повышает скорость выполнения движения.
Различают гибкость динамическую, статическую, активную и пассивную. Она зависит от эластичности мышц, связок, суставных сумок, психического состояния, разминки, массажа, ритма движения предварительного напряжения мышц, возраста, уровня силы, спортивной специализации и др.
Для совершенствования гибкости применяются упражнения на растягивание мышц, мышечных сухожилий и суставных связок с увеличенной амплитудой движения (простые, маховые, с внешней помощью, с отягощениями и без них). Основное время при совершенствовании гибкости следует выделять на домашние занятия (зарядка, индивидуальная тренировка).
Ловкость. Ловкость – самое сложное многозначное качество. В нашей стране измерителями ловкости считаются координационная сложность усвоенного движения, точность выполнения пространственных, временных, силовых, ритмических характеристик, изменение двигательной дея тельности в соответствии с изменившейся обстановкой.
Выносливость. Развитие выносливости – способности выполнять какую-либо деятельность длительное время, не снижая ее эффективности, характеризуется противостоянием организма человека утомлению.
Существует четыре типа утомления:
- Умственное (решение задач по математике, игра в шахматы и т. д.).
- Сенсорное (утомление деятельности анализаторов, например, зрительного у стрелков и т. д.).
- Эмоциональное (как следствие эмоциональных переживаний после соревнований, экзаменов, связанных с преодолением страха, и т. д.
- Физическое (в результате мышечной деятельности), делящееся: на локальное (в работе приняло участие менее 1/3 всего объема мышц); региональное (в работе приняло участие менее 2/3 всего объема мышц); общее (в работе приняло участие более 2/3 мышц).
Выносливость, как физическое качество, связана с дыханием, его постановкой, что является одной из главных задач физического воспитания.
Выносливость по отношению к продолжительным, умеренной мощности, работам, включающим функционирование большей части мышечного аппарата, называется общей выносливостью. Выносливость по отношению к определенной деятельности – специальная выносливость.
Развитие качества выносливости происходит лишь тогда, когда занимающиеся доходят до необходимых степеней утомления. Естественно, что при этом организм адаптируется к подобному состоянию, что в общих чертах и выражается в повышении выносливости.
Упражнения для развития выносливости характеризуются следующими компонентами:
- интенсивностью;
- продолжительностью;
- продолжительностью интервалов отдыха;
- характером отдыха (заполнение пауз другими видами деятельности);
- числом повторений.
Сердце доставляет кислород (окисление продуктов питания), в печени имеется запас гликогена (при распаде выделяется энергия) за счет распада фосфатистых соединений (креатинфосфатный механизм).
Основным показателем аэробной выносливости является максимальное потребление кислорода (МПК), анаэробной – максимальный кислородный долг (МКД). При дозировке нагрузки для совершенствования выносливости при равномерной мышечной работе выделяют зоны интенсивности физической нагрузки по частоте сердечных сокращений.
Нулевая зона (130 уд/мин) применяется для отдыха или восстановления. Первая зона(от 130 до 150 уд/мин) — для совершенствования аэробной способности. Вторая зона (от 150 до 180 уд/мин) – для анаэробной работоспособности и третья зона (свыше 180 уд/мин) – для анаэробной работоспособности.
Аэробная работоспособность – это способность организма длительное время производить физическую работу при достаточном количестве кислорода, поступающего во внутреннюю среду организма.
Анаэробная работоспособность – способность организма производить физическую работу при недостаточном количестве кислорода, поступающего во внутреннюю среду организма, сравнительно с его потребностью.
Формирование и со вершенствование физических качеств и прикладных навыков во многом зависят от сознательного отношения студента к учебно-тренировочным занятиям, в том числе и самостоятельным.
- Общеразвивающие упражнения со скакалкой
- Здоровый образ жизни студентов
- Определение понятия «здоровья»
- Взаимосвязь умственной и физической деятельности
- Влияние занятий физическими упражнениями на развитие и подготовленность студентов
- Анатомо-физиологические особенности организма студентов
- Виды контроля на занятиях физической культурой
- Методика дозирования физических нагрузок
- Структура учебно-тренировочного занятия
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу