Юриспруденция интересов Р. Иеринга

Одним из самых ярких представителей немецкой юриспруденции второй половины XIX века был правовед Рудольф фон Иеринг (1818-1892).

Юриспруденция интересов Р. Иеринга

Его учение оказало влияние на развитие социологического направления в юриспруденции и формирование таких правовых доктрин XX века, как юриспруденция интересов в Германии и юридический прагматизм в США.

Свои взгляды на государство и право Р. Иеринг изложил в сочинениях «Борьба за право» (1874) и «Цель в праве» (1877­ – 1883).

Интересно
Творческий путь Р. Иеринга состоит из двух периодов. Первый (до сер. 50-х гг. XIX в.) получил название «юриспруденция понятий». В этот период Р. Иеринг занимался выведением конкретных правоположений из общих понятий, считая их основным источником знаний.

Второй период (с сер. 50-х гг. XIX в.) называется «юриспруденцией интересов». В это время Иеринг убеждается, что объектом правоведения должны стать жизненные ценности, реальные интересы людей, а не логика.

Мыслитель исходит из того, что в мире ничто не совершается само собой. Все, что происходит, подчинено закону причинности и целевому закону.

Первый гласит: нет следствия без причины. Второй – нет деяния без цели.

Однако если каждый будет преследовать эгоистические цели, это есть путь в никуда. Поэтому Р. Иеринг выводит формулу, на которой основана вся человеческая жизнь, включая общество и государство. Формула гласит следующее: соединение собственной цели с чужим интересом.

Центральным понятием в концепции Р. Иеринга является понятие интереса, выраженного в праве. Право же есть «система социальных целей, гарантируемых принуждением», «совокупность жизненных условий общества в обширном смысле, обеспечиваемых внешним принуждением, т. е. государственной властью».

Р. Иеринг выводит следующую цепочку. Действия людей зависят от целей, т.е. цель и есть причина их действий. Таким образом, движимый собственным интересом индивид стремится достигнуть частных целей, которые сводятся к общей цели и к общему интересу в товарообороте, основанном на эквиваленте, воздающем «каждому свое». Цели всех и каждого обеспечиваются правом. Р. Иеринг делает вывод: «цель – творец права».

Так как интересы могут быть у всех разные, в том числе эгоистичные, необходима структура, которая будет охранять интересы общества. 1 акой структурой является государство. Таким образом, по определению Р. Иеринга, «право есть защищенный государством интерес».

Государство же «есть само общество, как держава организованной принудительной власти», «государство есть общество, которое принуждает…». Также у Р. Иеринга государство является единственным источником права и обязано ему же подчиняться. Именно забота о самосохранении вынуждает власть подчиняться праву.

Однако там, где обстоятельства заставляют государственную власть делать выбор между обществом и правом, «она не только уполномочена, но и обязана пожертвовать правом и спасти общество».

В работе «Борьба за право» Р. Иеринг критикует представления исторической школы права о мирном, безболезненном развитии права. Согласно его взглядам, право есть понятие не логическое, а понятие силы. Он утверждает, что право является результатом сознательной деятельности индивидов, продуктом борьбы.

«Цель права – мир, средство для этого – борьба», – утверждал Р. Иеринг.

Право развивалось в кровавой борьбе народов, классов и сословий, индивидов, добивающихся закрепления в праве через законодательство своих интересов. «Все великие приобретения, на которые может указать история права: отмена рабства, крепостного состояния, свобода земельной собственности, промыслов, вероисповедания и пр., – все это пришлось добывать лишь таким путем ожесточеннейшей, часто целые столетия продолжавшейся борьбы, и путь, по которому шло при этом право, нередко отмечен потоками крови…».

По его мнению, без борьбы нет права, как без труда нет собственности. Но кровавая борьба, утверждал Р. Иеринг, меняет свой характер после воплощения в праве равенства всех перед законом, свободы собственности, промыслов, совести и др.

Интересно
Теперь борьба должна вестись не за утверждение в праве каких-либо новых принципов, а только за обеспечение и поддержание в общественной жизни твердого порядка, за претворение в жизнь уже существующего права, поскольку достигнуто единство действующего права и выраженных в нем прав личности как субъективных прав.

Таким образом, «кровавая» борьба за право сменяется защитой существующего права от нарушений.

Р. Иеринг считал, что нельзя попустительствовать злонамеренному нарушению своего права. Это есть проявление трусливости, недостойной человека. «Кто делает из себя червяка, – цитирует Иеринг Канта, – тот не может потом жаловаться, что его попирают ногами». Борьба за свои права есть обязанность не только перед собой, но и перед обществом.

Учение Р. Иеринга оказало значительное влияние на развитие буржуазной политико-правовой мысли. Его идеи получили дальнейшее развитие в трудах О. Эрлиха, А. Меркеля, С. Муромцева.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)