Значение тарифов для транспортно-логистического бизнеса

На рынке можно встретить достаточно большое разнообразие цен. Тарифы являются ценами на услуги (перевозки, связь, жилищно-коммунальные услуги и так далее). Поэтому далее цены и тарифы будут использованы как синонимы.

Тарифы, как один из видов цен, могут классифицироваться по различным признакам. По характеру обслуживаемого оборота различают оптовые, и розничные цены.

Оптовой считается цена, по которой предприятия реализуют произведенную продукцию или оказываемые услуги другим предприятиям, сбытовым организациям обычно крупными партиями (оптом).

Розничные цены – это цены продажи индивидуальному или мелкооптовому потребителю, преимущественно населению.

С учетом фактора времени различают: постоянные, сезонные, ступенчатые цены. Постоянная цена – цена, срок действия которой заранее не определен. Сезонная цена – цена, срок действия которой определен периодом времени.

Сезонными могут быть закупочные и розничные цены на сельскохозяйственную продукцию, цены и расценки, используемые для определения расчетной стоимости нового строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения различных объектов, которые включаются в смету расходов на производство работ.

Ступенчатая цена – ряд последовательно снижающихся цен на продукцию в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале.

По способу получения информации об уровне цены различают публикуемые и расчетные цены. На эти виды цен ориентируются поставщики продукции и покупатели при определении уровня цены в договоре или контракте.

Публикуемые цены – это цены, сообщаемые в специальных и фирменных источниках информации. К публикуемым ценам относятся: справочные и прейскурантные цены, биржевые котировки, цены аукционов, торгов.

Расчетная цена применяется в договорах, контрактах на нестандартное оборудование, производимое обычно по индивидуальным заказам. Цены на такое оборудование рассчитываются и обосновываются поставщиком для каждого конкретного заказа с учетом технических и коммерческих условий данного заказа, а в некоторых случаях окончательно устанавливаются лишь после выполнения заказа.

В зависимости от государственного регулирования различают следующие виды цен: свободные (рыночные) и регулируемые. Свободные цены (рыночные цены) – это цены, устанавливаемые производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения на данном рынке.

Регулируемые цены – это цены, устанавливаемые соответствующими органами управления, или цены, в отношении которых органы власти и управления устанавливают какие либо ограничивающие их условия.

В числе регулируемых цен выделяют: предельные цены – это такие цены, выше которых предприятия не могут устанавливать цену своей продукции или услуг; и фиксированные цены – это цены, устанавливаемые на определенном уровне.

Тарифы на различных видах транспорта имеют свои особенности. На железнодорожном транспорте используют следующую классификацию тарифов: общие, местные, льготные и исключительные.

Общие тарифы – это основной вид тарифов, с их помощью определяется стоимость перевозки большинства перевозимых грузов. Местные тарифы могут устанавливаться в пределах отдельных железных дорог.

Льготные тарифы применяются при перевозке грузов для определенных целей, а также грузов для самих железных дорог. Исключительными тарифами называются тарифы, которые устанавливаются с отклонением от общих тарифов в виде специальных надбавок или скидок.

Эти тарифы могут быть повышенными или пониженными. Они распространяются, как правило, лишь на конкретные грузы и имеют важное значение для развития экономики. Говоря о железнодорожных тарифах, необходимо отметить и принцип их дифференциации.

Так тарифы на железнодорожном транспорте отличаются в зависимости от:

  • вида отправки (груз может быть отправлен повагонной, контейнерной, малотоннажной — массой до 25 т и объемом до полувагона, и мелкой отправкой — массой до 10 т объемом до 1/3 вместимости вагона);
  • скорости перевозки (груз может перевозиться грузовой, большой или пассажирской скоростью. Вид скорости определяет, сколько километров в сутки должен проходить груз);
  • расстояния перевозки (провозная плата может взиматься за расстояние по кратчайшему направлению (тарифное расстояние), при перевозках грузов грузовой или большой скоростью либо за действительно пройденное расстояние (в случае перевозки негабаритных грузов или перевозки грузов пассажирской скоростью));
  • типа вагона (груз может перевозиться в универсальных, специализированных или изотермических вагонах, в цистернах или на платформах);
  • принадлежности вагона или контейнера (вагон, платформа или контейнер могут принадлежать железной дороге, быть собственностью грузополучателя или грузоотправителя);
  • количества перевозимого груза.

На автомобильном транспорте можно встретить виды тарифов:

  • сдельные тарифы на перевозку грузов;
  • тарифы на перевозку грузов на условиях платных автотонночасов;
  • тарифы за повременное пользование грузовыми автомобилями;
  • тарифы из покилометрового расчета;
  • тарифы за перегон подвижного состава;
  • договорные тарифы.

На морском транспорте используются тарифы и фрахтовая ставка. Если груз движется по расписанию, то применяется тариф. А в случае, когда перевозка не связана с движением по расписанию, используется фрахтовая ставка. Стоимость перевозки грузов была и остается очень важным фактором, влияющим на цены различных товаров. Так, в цене продовольствия затраты на перевозку составляют от 10 до 20%, а для сырьевых грузов эта доля еще выше.

Таким образом, стоимость перевозки является необходимой составляющей цен на все без исключения товары, что определяет особое значение транспортно-логистических тарифов для народного хозяйства в целом и особое внимание государства к вопросам ценообразования на транспортно-логистические услуги.

Необходимо отметить, что поведение покупателей также во многом связано с ценой. Цена для покупателя является не только индикатором возможности приобретения товара (экономическая составляющая цены для покупателя), но и индикатором ценности товара или услуги (психологическая составляющая воздействия цены на покупателя). Для покупателя цена – это не только конкретная сумма денег, которые он должен будет уплатить за товар, но и критерий выбора, влияющий, в дальнейшем, на удовлетворенность покупкой.

На психологические аспекты восприятия цены, отношение к цене и ее воздействие на покупательское поведение влияет большое количество факторов. К ним можно отнести факторы среды (характеристики товара или услуги, степень конкуренции на рынке, известность бренда производителя, стадия жизненного цикла товара и прочие) и факторы восприятия, характеризующие состояние покупателя, ситуацию покупки, а также прежний опыт покупателя.

Кроме того, важным фактором выбора для покупателя является прозрачность процесса ценообразования и преимущества в сравнении с альтернативами. Тем более рациональные мотивы важны на В2В рынке, где отношение к вопросам цены является более рациональным. Однако и здесь достаточно большое количество факторов может повлиять на выбор клиента.

Во время предпокупочной оценки альтернатив покупатель оценивает варианты по определенным критериям с точки зрения желаемых результатов покупки и потребления товара или услуги. Сила воздействия различных стимулов при этом зависит от индивидуальных особенностей потребителя (например, рода деятельности, географии перевозки), типа перевозимого груза, срочности перевозки, доступность пунктов отправки или доставки и прочих факторов.

Интересно
После совершения покупки первоначальная оценка, полученная на этапе предпокупочной оценки, может значительно изменяется, что снижает потребительскую удовлетворенность от процесса покупки, и влияет на ценность продукта или услуги для клиента, обосновывая тем самым уплаченную цену, либо определяя ее как завышенную.

При отсутствии информации о грузе, дополнительных сложностях и задержках при перевозке удовлетворенность потребителя от услуги и взаимодействия с поставщиком услуг может существенно снизиться. А послепокупочная оценка альтернатив, то есть оценка степени удовлетворения от опыта потребления может также внести значительные коррективы в удовлетворенность и, следовательно, ценность продукта и услуги для клиента.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)