Профессиональная культура и педагогическое мастерство

Квалификация и компетентность являются показателями, характеризующими специалиста с нормативной стороны его профессиональной деятельности. Их наличие свидетельствует о принадлежности специалиста к профессиональному сообществу в его наиболее общих проявлениях.

Педагогическая культура и педагогическое мастерство указывают в первую очередь на специфику субъекта педагогической деятельности, на уникальность его вклада в развитие профессиональной сферы. Именно в понятиях «педагогическая культура» и «педагогическое мастерство» находит отражение качественная специфика специалиста.

По мнению А. И.Субетто, педагогическое мастерство проявляется как высшая ступень качественности труда, деятельности человека. Оно являет собой выход в особое качество бытия, когда жизнь и профессиональная деятельность педагога творчески интегрируются, что сопровождается полнотой самореализации, когда человек свободно и органично «живет» в профессии.

Педагогическое мастерство выступает как своеобразный итог развития специалиста. Оно выражает достижение полноты профессионального качества и одновременно способность к творческому преодолению нормативных пределов деятельности.

Отличительной чертой мастера является осознание механизмов успешности своего труда и истоков уникальности своего опыта, что порождает способность ставить и решать (в рамках своей компетенции) профессиональные задачи любого уровня  сложности, от прикладных до методологических, а также передавать свое мастерство другому человеку (лично, «из рук в руки», путем создания научных и методических трудов, литературного представления опыта).

Но в любом случае в них обязательно присутствуют не просто описание или демонстрация действий мастера, но передача им принципов, ценностных установок, технологий своего труда, обеспечивающая воспроизводимость смысла и логики успешных профессиональных действий другими людьми. Таким образом, передавая опыт, мастер выполняет праксеологическую функцию.

П.Д.Успенскому принадлежит высказывание: «Свободная воля — функция Мастера». В полной мере его можно отнести к педагогическому мастерству. Педагог свободен за счет возможности выбоpa стратегий деятельности и путей их реализации (внешняя свобода), наличия силы духа и воли (внутренняя свобода), способности интегрироваться с любым опытом, любой информацией, превращая их в источник решения профессиональных задач.

Вопрос о свободе действий напрямую связан с преодолением отчуждения от собственного труда и моментом полного включения педагога в профессиональную деятельность. Неслучайно существует определение мастерства как формы возвышения трудовой деятельности до уровня свободной (А. И.Субетто).

Первым шагом на пути к профессиональной свободе становится осмысление того, зачем, во имя чего в профессиональной жизнедеятельности происходит то или иное событие, производится то или иное действие. Правдивый ответ на этот вопрос способствует переходу от механистических, функциональных действий к подлинному творчеству, к обретению способности осознанно выбирать основания для профессиональной деятельности.

Увеличивая степень профессиональной свободы, мастерство одновременно увеличивает и бремя личной ответственности педагога, задавая границы возможного и внутренне дозволенного. Таким образом, свобода педагога напрямую зависит от степени сформированности его профессионально-личностной позиции.

Понятие педагогическая культура содержит указание на сопричастность в выборе смыслов, ценностей, специфических способов деятельности к некоему целостному сообществу (эпохе, народу, типу образовательного учреждения, научной школе и др.).

Если квалификация, компетентность и мастерство представляют собой характеристики единичного носителя профессии, то культура создается многими людьми, внутренне объединенными по какому-либо признаку. В силу этого рассмотрение проблем педагогической культуры всякий раз требует точного определения контекста.

Индивидуальная педагогическая культура всегда производна от опыта субъекта более крупного масштаба и вбирает в себя его специфику. Вот почему в деятельности так или иначе обнаруживается принадлежность педагога к определенному профессиональному сообществу.

Можно, например, говорить о западной или восточной педагогической культуре и соответствующей специфике инструментовки обучения (воспитания). Можно рассматривать технологические особенности технократической, гуманитарной, традиционной, классической, постмодернистской или иной культуры.

Вместе с тем каждый индивидуальный или совокупный носитель образовательного опыта способен стать творцом инновационных культурных форм, отражающих уровень развития его внутреннего мира.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)