Содержание программы физического воспитания студентов
Дисциплина «Физическая культура» в режиме учебной деятельности студентов регламентируется учебными планами и программами, которые разрабатываются и утверждаются Министерством высшего образования РФ.
Учебный материал программы распределен на следующие разделы:
- теоретический раздел формирует мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение студентов к физической культуре;
- практический раздел состоит из методико-практического подраздела, обеспечивающего овладение методами физкультурно-спортивной деятельности, и собственно учебно-тренировочного, направленного на достижение физического совершенства, повышение уровня функциональных и двигательных способностей, формирование необходимых качеств и свойств личности;
- контрольный, обеспечивающий учет результатов учебной деятельности студентов, а также качества самого образовательного процесса.
Рабочие планы и программы, на основании которых ведется данная деятельность в вузе, разрабатываются (исходя из финансового и кадрового обеспечения, а также с учетом имеющейся материально-технической базы) профильной кафедрой и утверждаются учебным отделом вуза.
Материал теоретического раздела предполагает освоение студентами таких тем:
- «Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов».
- «Социально-биологические основы физической культуры».
- «Организация здорового стиля жизни при выполнении учебной и профессиональной деятельности».
- «Физиологические реакции организма человека на физическую нагрузку и их значение в поддержании здоровья, личностном и профессиональном развитии, самосовершенствовании».
- «Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности».
- «Средства физической культуры в регулировании работоспособности».
- «Общая и спортивная подготовка в системе физического воспитания».
- «Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями».
- «Индивидуальный выбор вида спорта или оздоровительных систем физических упражнений».
- «Особенности занятий избранным видом спорта или оздоровительной системой физических упражнений».
- «Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом».
- «Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов».
Получают и углубляют свои теоретические знания студенты на лекционных и практических занятиях, а также путем самостоятельного изучения рекомендуемой литературы.
Практический раздел программы реализуется на методико-практических и учебно-тренировочных занятиях в учебных группах.
Методико-практические занятия предусматривают освоение, а затем и самостоятельное применение методов и способов формирования профессиональных и жизненных умений и навыков средствами физической культуры и спорта:
- методиками самооценки уровня здоровья, работоспособности, специальной физической и спортивной подготовленности по избранному виду спорта (тесты, контрольные задания, нормативы), методиками оценки степени утомления, а также методами применения средств физической культуры для их направленной коррекции;
- методиками формирования эффективных и экономичных жизненно важных умений и навыков (ходьбы, передвижения на лыжах, плавания);
- методиками составления индивидуальных программ занятий оздоровительной, рекреационной и восстановительной направленности, а также методиками проведения самостоятельных занятий;
- методиками проведения учебно-тренировочного занятия;
- методиками индивидуального подхода в применении средств для направленного развития отдельных физических качеств;
- основами судейства соревнований по избранному виду спорта;
- методами регулирования психоэмоционального состояния, применяемыми при занятиях физической культурой и спортом;
- методиками оценки и коррекции осанки и телосложения;
- методиками корригирующей гимнастики для глаз;
- методиками самомассажа;
- методикой проведения производственной гимнастики с учетом условий и характера труда и т.п.
Учебно-тренировочные занятия практического раздела предусматривают как обучение занимающихся новым двигательным действиям, так и воспитание физических качеств.
Средствами практического раздела, направленными на обеспечение необходимой двигательной активности студентов, достижение и поддержание оптимального уровня физической и функциональной подготовленности в период обучения в вузе, являются отдельные виды легкой атлетики (в основном беговые и прыжковые), плавание, спортивные игры (баскетбол, футбол, волейбол, бадминтон и др.), лыжные гонки, туризм, ритмическая и спортивная гимнастика, упражнения профессионально-прикладной физической подготовки силовой направленности.
Материал контрольного раздела направлен на дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов.
В качестве критериев результативности учебно-тренировочных занятий выступают зачетные требования и практические нормативы, изложенные в примерной учебной программе для высших учебных заведений, а также дополнительные тесты, разрабатываемые кафедрой физического воспитания вуза с учетом специфики подготовки специалистов в данном учебном заведении.
Обязательными тестами, определяющими физическую подготовленность студентов, являются:
- Бег на 100 м.
- Поднимание (сед) и опускание туловища из положения лежа на наклонной или горизонтальной доске (ноги закреплены).
- Подтягивание на перекладине (мужчины), сгибание и разгибание рук в упоре лежа (женщины).
- Бег на 2 000 м (женщины) и 3 000 м (мужчины).
- Прыжок в длину с места.
- Тест на гибкость.
Тесты проводятся в начале учебного года как контрольные, характеризующие уровень подготовленности студентов при поступлении в вуз или перед началом учебных занятий, и в конце года – как определяющие сдвиг за прошедший период.
Предварительный контроль проводится в начале первого семестра с целью изучения состояния занимающихся (состояние здоровья, физическая подготовленность, спортивная квалификация).
Оперативный контроль предназначен для определения срочного тренировочного эффекта в рамках одного учебного занятия с целью целесообразного чередования нагрузки и отдыха.
Текущий контроль проводится в конце занятия для определения реакции организма занимающихся на нагрузку с целью коррекции содержания последующих занятий.
Этапный контроль служит для получения информации о суммарном (кумулятивном) тренировочном эффекте, полученном на протяжении учебного семестра.
Итоговый контроль проводится в конце каждого семестра для аттестации студентов (в форме зачета) и определения успешности выполнения годового плана учебной программы (в конце учебного года).
В последние годы все больше вузов используют балльно-рейтинговую систему оценку успеваемости студентов. В каждом вузе эта система действует в соответствии с разработанным и утвержденным на кафедре физического воспитания положением о балльно-рейтинговой системе.
Остановимся здесь на требованиях, предъявляемых к студентам. Студент должен:
- посетить не менее 80 % учебных занятий;
- освоить жизненно важные умения и навыки;
- достичь необходимого уровня общей физической, спортивно-технической и профессионально-прикладной физической подготовленности;
- понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;
- знать основы физической культуры и здорового образа жизни;
- иметь мотивацию и установку на здоровый образ жизни, физическое совершенствование и самовоспитание, на регулярные занятия физическими упражнениями и спортом.
Студенты могут быть аттестованы только при условии выполнения обязательных тестов по общей физической и спортивно-технической под готовке, предусмотренных учебной программой.
Студенты, освобожденные от практических занятий по состоянию здоровья, оцениваются по результатам написания и защиты реферата, устного опроса или письменного тестирования, а также с помощью компьютерной оценки знаний.
Студенты, освобожденные от контрольных нормативов по общей физической подготовке, аттестуются при условии успешной сдачи зачета по теоретическому и методическому разделам учебной программы.
Вопросы и темы рефератов для проведения итоговой аттестации разрабатывает кафедра физического воспитания.
- Общеразвивающие упражнения со скакалкой
- Здоровый образ жизни студентов
- Определение понятия «здоровья»
- Взаимосвязь умственной и физической деятельности
- Влияние занятий физическими упражнениями на развитие и подготовленность студентов
- Анатомо-физиологические особенности организма студентов
- Виды контроля на занятиях физической культурой
- Методика дозирования физических нагрузок
- Воспитание физических качеств
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу