Формирование избирательных фондов

В целях обеспечения открытости и прозрачности финансовой составляющей избирательных кампаний, избирательное законодательство обязывает всех кандидатов и все избирательные объединения осуществлять финансирование своей избирательной деятельности только из средств избирательных фондов. Это, в конечном итоге, обеспечивает реализацию принципа равного избирательного права. Действующее законодательство не содержит легальной дефиниции избирательного фонда, поэтому соответствующее определение дается в научной и учебной литературе по избирательному праву.

Избирательный фонд – это совокупность денежных средств, аккумулируемых на специальном банковском счете, предназначенных для финансирования избирательных кампаний кандидатов и избирательных объединений.

Создание избирательного фонда – обязанность всех кандидатов и избирательных объединений. Все денежные средства, образующие избирательный фонд, перечисляются на специальный избирательный счет, который открывается с разрешения соответствующей избирательной комиссии кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения в филиалах Сбербанка РФ, а при их отсутствии – в других кредитных организациях, расположенных на территории избирательного округа.

При отсутствии на территории избирательного округа кредитных организаций кандидат и избирательное объединение могут по согласованию с соответствующей избирательной комиссией определить кредитную организацию, в которой открывается специальный избирательный счет.  На выборах органов местного самоуправления сельских поселений законом субъекта Федерации может быть предусмотрено создание избирательного фонда кандидата без открытия специального избирательного счета в случае, если расходы на финансирование избирательной кампании кандидата не превышают пяти тысяч рублей. В этом случае избирательный фонд создается только за счет собственных средств кандидата.

Время принятия решения об открытии избирательного фонда зависит от субъекта, его создающего:

  • кандидат должен создать избирательный фонд после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии о его выдвижении (самовыдвижении) до момента представления документов для его регистрации этой комиссией;
  • избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, создает избирательный фонд после регистрации его уполномоченного представителя по финансовым вопросам соответствующими избирательными комиссиями.

Из общеобязательного требования законодательства о создании избирательных фондов есть три исключения:

  • кандидаты, баллотирующиеся на выборах в органы местного самоуправления, могут не создавать избирательные фонды, если число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч и кандидаты не осуществляют финансирования своей избирательной кампании (в этом случае кандидат просто уведомляет соответствующую избирательную комиссию об указанных обстоятельствах);
  • если избирательное объединение выдвинуло кандида­тов по одномандатным или многомандатным округам, то избирательный фонд создает каждый отдельный кандидат, а не избирательное объединение в целом;
  • кандидаты, которые баллотируются только в составе списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, не вправе создавать свои собственные избирательные фонды.

ФЗ «Об основных гарантиях…» устанавливает исчерпы­вающий перечень источников, из которых может формироваться избирательный фонд:

  • собственные средства избирательного объединения или кандидата;
  • средства, выделенные кандидату выдвинувшим его избирательным объединением;
  • добровольные пожертвования граждан;
  • добровольные пожертвования юридических лиц.

Также ФЗ «Об основных гарантиях…» закрепляет перечень субъектов, которым запрещено вносить пожертвования в избирательные фонды. В частности, к ним относятся:

  • иностранные организации, иностранные государства;
  • иностранные граждане, за исключением случаев, когда в соответствии с международным договором и в порядке установленном законом они наделяются избирательными правами (при выборах органов местного самоуправления);
  • лица без гражданства;
  • граждане России, не достигшие возраста 18 лет на день голосования;
  • российские юридические лица с иностранным участием, если доля (вклад) иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 3 0 % на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов (для открытых акционерных обществ – на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год), а также организации, учрежденные данными юридическими лицами или имеющие в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) этих юридических лиц, превышающую (превышающий) 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов (для открытых акционерных обществ – на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);
  • международные организации и международные общественные движения;
  • органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления;
  • государственные и муниципальные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия;
  • юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Федерации и (или) муниципальных образований превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов (для открытых акционерных обществ – на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год), а также организации, учрежденные данными юридическими лицами или имеющие в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) этих юридических лиц, превышающую (превышающий) 30% на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов (для открытых акционерных обществ – на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);
  • организации, учрежденные государственными органами и (или) органами местного самоуправления (за исключением акционерных обществ, учрежденных в порядке приватизации);
  • воинские части, военные учреждения и организации, правоохранительные органы;
  • благотворительные и религиозные организации, а также учрежденные ими организации;
  • анонимные жертвователи (под анонимным жертво­вателем понимается гражданин, который не указал в платежном документе на внесение пожертвования любое из следующих сведений: фамилию, имя и отчество, адрес места жительства – или указал недостоверные сведения, либо юридическое лицо, о котором в платежном документе на внесе­ние пожертвования не указано любое из следующих сведений: идентификационный номер налогоплательщика, наименование, банковские реквизиты – или указаны недостоверные сведения);
  • юридические лица, зарегистрированные менее чем за один год до дня голосования на выборах, а также некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента;
  • некоммерческие организации, получавшие в течение года, предшествующего дню внесения пожертвования в избирательный фонд, денежные средства либо иное имущество от субъектов, которые перечислены в предыдущих пунктах, и не вернувшие им эти денежные средства либо переданное имущество до дня внесения пожертвования в избирательный фонд (в случае невозможности возврата – если не были перечислены (переданы) в доход Российской Федерации).

В целях обеспечения возможности осуществления проверки соблюдения ограничений по внесению пожертвований, избирательное законодательство устанавливает специальные требования к содержанию платежных документов (поручений), которыми оформляются пожертвования.

При внесении пожертвования гражданином в платежном документе обязательно указываются его фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа, информация о гражданстве. При внесении пожертвования юридическим лицом в платежном поручении указываются его идентификационный номер налогоплательщика, наименование, дата регистрации, банковские реквизиты, отметка об отсутствии ограничений, предусмотренных избирательным законодательством.

В случае, если в избирательный фонд поступает пожертвование от субъектов, не имеющих право его вносить, либо если в платежных документах (поручениях) не содержится требуемая информация, кандидат или избирательное объединение обязаны возвратить жертвователю внесенное пожертвование. Если пожертвование было внесено анонимным жертвователем, то оно подлежит перечислению в доход соответствующего бюджета.

Кандидат и избирательное объединение не несут ответственность за принятие пожертвования, если в платежных документах (поручениях) были указаны сведения, позволяющие признать пожертвование законным, но оказавшиеся недостоверными, если информация об этом не была ими своевременно получена.

Для обеспечения равных возможностей кандидатов, изби­рательных объединений избирательным законодательством устанавливаются ограничения по максимальному размеру де­нежных средств, которые могут быть аккумулированы в избирательном фонде и израсходованы на избирательную кампанию. Кроме того, законодательством ограничиваются предельные размеры перечисляемых в избирательные фонды соб­ственных средств кандидата, избирательного объединения, средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, добровольных пожертвований граждан и юридических лиц.

Интересно
Так, на выборах Президента РФ предельная сумма всех расходов кандидата из средств его избирательного фонда не может превышать 400 миллионов рублей (если проводится повторное голосование – 500 млн рублей). Из этой суммы собственные средства кандидата не могут превышать 10 % (если проводится повторное голосование – 15 %), средства, выделенные кандидату выдвинувшей его политической партией не могут превышать 50 %, а добровольное пожертвование одного гражданина или юридического лица не должно превышать 1,5 % и 7 % соответственно (пп. 2-5 ст. 58 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»).

В случае, если пожертвование в избирательный фонд бы­ло внесено в размере, превышающем максимальный размер пожертвования, превышающая его часть подлежит возврату жертвователю с указанием причины возврата. Пожертвование может быть возвращено также в полном объеме.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)