Установление итогов голосования и определение результатов выборов
После подписания членами участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса первых экземпляров протоколов об итогах голосования, а также выдачи их заверенных копий и заверенных копий сводных таблиц лицам, имеющим право на получение этих копий, они немедленно поэтапно поступают в вышестоящие избирательные комиссии (система комиссий зависит от уровня и вида выборов).
Так, например, по выборам Президента РФ определяет их результаты ЦИК РФ, по выборам высшего должностного лица субъекта РФ – избирательная комиссия конкретного субъекта РФ, по выборам главы муниципального образования – избирательная комиссия соответствующего муниципального образования. По выборам депутатов Государственной Думы окружные избирательные комиссии определяют результаты по одномандатным избирательным округам, а ЦИК РФ – по федеральному избирательному округу.
Условия признания выборов состоявшимися зависят от того, какие выборы проводятся. По выборам Президента РФ зарегистрированному кандидату необходимо набрать более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Кандидаты в депутаты Государственной Думы, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, представительных органов местного самоуправления, баллотировавшиеся по одномандатным избирательным округам, для победы должны получить наибольшее по сравнению с другими зарегистрированными кандидатами в конкретном избирательном округе число голосов избирателей. При равном числе полученных голосов – избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше.
Однако если за федеральные списки кандидатов, получившие 5 и более процентов голосов избирателей, подано в совокупности 50 и менее процентов голосов избирателей, то к распределению депутатских мандатов допускаются указанные списки, а также последовательно в порядке убывания числа поданных голосов избирателей федеральные списки кандидатов, набравшие менее 5 процентов голосов избирателей, пока общее число голосов не превысит в совокупности 50 процентов.
Законодатель фиксирует и такой случай, когда за один федеральный список кандидатов подано более 50 процентов голосов избирателей, а остальные списки кандидатов получили менее 5 процентов голосов избирателей. В данном варианте к распределению депутатских мандатов допускается этот федеральный список кандидатов, а также один список кандидатов, получивший наибольшее число голосов избирателей.
Методика пропорционального распределения мандатов закрепляется в различных законах о выборах депутатов, предусматривающих использование пропорциональной или смешанной избирательной системы.
Выборы признаются соответствующей избирательной комиссией не состоявшимися в случае, если:
- при повторном голосовании осталась одна кандидатура и за этого кандидата проголосовало менее 50 процентов от числа избирателей, принявших участие в нем;
- менее чем два списка кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, получили право принять участие в распределении депутатских мандатов;
- за списки кандидатов, получивших право принять участие в распределении депутатских мандатов, было подано в совокупности 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу (законом указанный процент может быть повышен);
- при проведении повторного голосования все зарегистрированные кандидаты выбыли;
- законом предусмотрено проведение повторного голосования, а в избирательный бюллетень на общих выборах были включены два кандидата и ни один из них не получил необходимое для избрания число голосов избирателей;
- строка против всех кандидатов на выборах в органы местного самоуправления собрала наибольшее количество голосов избирателей.
Важной гарантией избирательных прав является норма, закрепленная в п. 2 ст. 70 ФЗ «Об основных гарантиях…»: дополнительные основания признания выборов несостоявшимися не могут устанавливаться законом. Таким образом, приведенный перечень оснований является исчерпывающим.
- Судебный порядок разрешения избирательных споров
- Административный порядок разрешения избирательных споров
- Понятие и классификация избирательных споров в РФ
- Организация и порядок проведения голосования избирателей в помещении участковой комиссии
- Расходование средств избирательных фондов
- Формирование избирательных фондов
- Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов
- Понятие и виды финансирования выборов
- Проведение предвыборной агитации через средства массовой информации
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу